«Древняя Москва» Аполлинария Васнецова

 

«Моя склонность к пейзажам исторического
характера проявлялась в продолжение всей
моей художественной деятельности, но первое
более ясное выражение этого сказалось, когда
я перебрался в Москву в 1891 году и поселился
против самого Кремля»
А.Васнецов.

 

К началу 1900-х годов А.М. Васнецов, по определению В.В. Стасова, становится художником «с именем». Его картины пользуются успехом у публики, несколько произведений  приобретено  в Третьяковскую галерею. Художники старшего поколения поздравляют своего бывшего ученика с успехом, особенно после того, когда они увидели его полотна о старой Москве на XXVIII Передвижной выставке. И.Е. Репин в письме к В.М. Васнецову 21 февраля 1900 года восклицает: «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!».

Обращение мастера к эпической древности и былинности в какой-то мере предопределило связь его творчества с образцами народного искусства, с древнерусской живописью. Эту связь, выступавшую прежде всего в колористическом решении полотен Васнецова, легче всего усмотреть в пейзажах старой Москвы, где мир природы и архитектуры прошлого предстает перед нами как мир максимально исторически достоверный. Это художественный образ прошлого, созданный на основе исторических документов. Художник увлекся историей Москвы, работая в музеях и архивах. С энтузиазмом ученого-историка и археолога Васнецов  разыскивает материалы по истории столицы начиная с момента ее основания. Рассматривает при помощи лупы старинные планы  «Земли Московской» XVI-XVII веков, картины, гравюры, миниатюры Лицевого свода XVI века и Жития святых, иконы, на которых изображена Москва, останавливает свой взгляд на облике  навсегда исчезнувших зданий.

Исторические пейзажи А. М. Васнецова —  «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900), «Москворецкий Мост и Водяные ворота. Середина XVII века» (1900), «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900), «Всесвятский  мост. Москва конца XVII века» (1901) и другие —  передают все особенности архитектуры Москвы XVII столетия: «Москвичи строили свои дома так, как им было удобно, совершенно не считаясь с планировкой города. Дома не были домами в нашем понимании, они состояли из отдельных строений, связанных между собой переходами (крытые галереи). Владение любого лица всегда было комплексом зданий. Такое «градостроительство» создавало нагромождение построек с окнами разных размеров, расположенными на различной высоте, с несколькими входными дверями и лестницами. Красоту и изящество строениям владельцы придавали резными украшениями, фигурными кровлями, преимущественно остроконечными, чтобы с них быстрее стекала вода» — пишет Л. А. Беспалова.

В фондах музея-усадьбы Н.А. Ярошенко находятся цветные и тоновые автолитографии Аполлинария Михайловича Васнецова из серии «Древняя Москва»:

«Всесвятский мост. Кремль в конце XVII в»

 

«На Крестце в Китай-городе»

 

«Кремль при Иване III»

 

«Книжные лавочки на Спасском мосту»

 

«Пушечно-литейный двор на реке Неглинной»

 

«Кремль при Иване Калите (XIV в.)

 

«Лубяной торг на трубе»

 

«Общественные бани»

 

«Земский приказ на Красной площади»

 

«Печатный двор на Никольской улице»

 

 

Несмотря на археологическую точность передачи деталей, Васнецов не только ученый-археолог, протоколирующий найденные им древности, он прежде всего поэт русской старины. Глядя на его работы, зритель любуется причудливостью старинной архитектуры, узкими, занесенными снегом улицами, резными наличниками и фигурными кровлями домов и невольно ждет — вот сейчас зазвонят колокола, улицы наполнятся народом, и в этом непривычном для нашего взгляда городе начнется своя, давно минувшая жизнь…

 

 

Поделиться новостью

Оставить комментарий