Аполлинарий Васнецов

Аполлинарий Михайлович Васнецов

 

(1856, с. Рябовo Вятской губ. – 1933, Москва)

«…Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его
души, а также в тождество его духовной природы и его искусства…».
Александр Бенуа.

 

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее,  Аполлинарий  Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал самобытным дарованием.

Родился Аполлинарий Михайлович Васнецов в многодетной семье священника. В 1866 – 1872 учился в Вятском духовном училище, т.к. дети священников обучались там бесплатно и это был единственный способ небогатой семьи дать детям образование. В 13 лет Аполлинарий остался сиротой, но страсть к рисованию, проявившаяся очень рано, и пример старшего брата В.М. Васнецова позволили ему безошибочно определить свое призвание.

А.М.Васнецов вступил на художественное поприще в конце XIX века, сформировавшись как художник в Товариществе передвижных художественных выставок. Его деятельность была весьма многогранной. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.

В 1883 г. Павел  Михайлович Третьяков    приобрёл первую   картину А. Васнецова в свою коллекцию – «Серенький день» —  пейзаж, изображавший косогор и уходящую по нему вверх тропинку.  Представлен он был живописно, мягко и поэтично. Покупка П.М.Третьякова ознаменовала официальное признание таланта и мастерства художника.

На 1890-е годы приходится расцвет творчества А.М. Васнецова. В это время он создает наиболее значительные произведения, которые принесли ему славу выдающегося мастера пейзажной картины. Эпические пейзажи этих лет  «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Сибирь» (1894), «Кама» (1895), «Северный край» (1899), «Озеро» (1902) и другие по глубине идейного и образного содержания вполне могут соперничать с лучшими картинами того времени иных жанров живописи.

 Как человек А. Васнецов был скромный, даже застенчивый, но впечатлительный и любознательный. Он не любил сидеть на одном месте, много путешествовал. Каждая поездка обогащала его как художника.

В 1895 году А. Васнецов посетил Кавказ, гостил у Н.А.Ярошенко в Кисловодске. «Аполлинарий Михайлович, кажется, доволен пребыванием здесь. Завтра едет к Эльбрусу, а после 20-го – на Военно-Грузинскую дорогу» (Из письма Н.А.Ярошенко И.С.Остроухову от 6 июня 1895 г.). Васнецов некоторое время жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек, поднимался на Малкский ледник Эльбруса, побывал в Тифлисе и Кахетии. Во время этого путешествия он не только писал этюды, но и вёл дневник, в который записывал все свои впечатления о природе. Наиболее заинтересовавшие его места он описывал с потрясающей живописностью: «…Кавказ произвёл на меня своим величием неотразимое впечатление. Снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещённые кровавым заревом заката, степные предгорья, как гигантские застывшие волны…»

Путешествие по Кавказу  дало художнику, по его словам, «запас неисчерпаемых мотивов для картин»

Результатом этой поездки стали пейзажи «Казбек» (1895), «Эльбрус перед восходом солнца» (1896),«Кавказ» (1896), «Дарьял» (1897) и др. Несколько работ того периода находятся в  музее-усадьбе Н.А.Ярошенко в Кисловодске – это пейзажи «Кисловодск. Река Ольховка»:

Аудиогид от izi.TRAVEL

 

 

«Красные камни»:

 

«Дарьяльское ущелье»:

 

«Эльбрус»:

«Под Эльбрусом. Урочище Каешек»:

В этих работах Васнецов передал эпическую красоту горного Кавказа, избежав при этом внешней эффектности и красивости, которые зачастую встречаются у пейзажистов при изображении южной природы.

Кавказские картины и этюды, показанные в 1896-1898 годы на Передвижных выставках, обратили на себя внимание зрителей, получили высокую оценку А. Н. Бенуа: «Ему единственному удался Кавказ, а, между тем, сколько русских художников писали его…Кавказ Аполлинария Васнецова единственно приближается к Кавказу Лермонтова — чудовищно-огромный, давящий, широкий, страшный, безумно  красивый в своем серо-зеленом однообразном колорите».

 

Продолжение следует…

 Об исторических пейзажах  Васнецова, посвященных изображению древней Москвы,  которые занимают совершенно особое место в русской живописи и остаются до сих пор неповторимым художественным явлением…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.