АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ
1842 –1910
В истории русского изобразительного искусства творчество выдающегося живописца-новатора Архипа Ивановича Куинджи занимает особое место.
Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу, однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.
Куинджи родился в Мариуполе в 1842 году в семье бедного сапожника – грека. Фамилию он получил от деда, ювелира Еменджи, что означало «золотых дел мастер». Внешность его была необычной: коренастая крепкая фигура, длинные, слегка вьющиеся волосы и пышная борода, орлиный нос, уверенность и твердость во взоре.
Автор: Беклемишев В.А.
Первые две попытки поступить в Академию художеств оказались неудачными, его приняли только с третьего раза «неклассным» художником.
Он был недостаточно образован, когда появился в Академии, скромный бедняк, тем не менее не признававший никаких традиций и авторов. В своем творчестве он шел от своего природного ума. Его гений мог работать только над тем, что еще не было известно человечеству.
В Академии Куинджи познакомился с И.Е.Репиным, И.Н. Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — изображение без прикрас неприглядной действительности.
Художник написал «Чумацкий тракт» по ранним впечатлениям. «Чумацкий тракт» – третья и последняя картина в творчестве Куинджи с ярко выраженными гражданскими мотивами.
Аудиогид от izi.TRAVEL
В 1879 году Куинджи вышел из Товарищества. Он уверенно шел своим путем. Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант.
Последствием выхода из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре»
Вторая самостоятельная выставка Куинджи 1882 года была последней.
Художник умолк и расстался с публикой. Наступили годы молчания. Сам Куинджи, по воспоминаниям Минченкова, так объяснял свое молчание: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, есть голос…». Куинджи прекратил выставляться в 40 лет, в расцвете творческих сил.
В 1888 году Куинджи по приглашению Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления — Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). По возвращении в Санкт-Петербург, необычайно впечатлённый поездкой, живописец создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны.
В 1894 году Куинджи ушел на преподавательскую работу в реформированную Академию, где принял самое активное участие в подготовке ее нового устава. По 1897 год он был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Как и другие передовые деятели культуры, он был озабочен судьбами русского искусства, мечтал о создании художественной школы.
В мастерской Куинджи учились А.Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский, А. Борисов. В. Пурвит, Е. Столица и др. Все они придерживались в живописи принципов, воспринятых от своего профессора.
Куинджи возвысил и прославил родное искусство, внес неповторимую лепту в его развитие. Его лучшие картины – это гимн русской природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту.
Горные вершины