Исаак Ильич Левитан

 

(1860-1900)

 

«Левитан — истина, то, что нужно,
то, что именно любишь,
то, что дороже всего на свете.»
 (Бенуа А.Н.)

 

Левитан был настоящим реалистом, недаром он учил, что «природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей». Федор Шаляпин писал: «…чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве….»

Будущий живописец родился 18 (30) августа 1860 года на западной окраине России в местечке близ железнодорожной станции Кибарты, ныне Кибартай (Литва), в интеллигентной еврейской семье. Его дед был раввином,  отец художника также  учился в раввинском училище, но позже отказался от пути религиозного служения. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а одно время работал переводчиком, кассиром и контролером на приграничных железнодорожных станциях.

Отец художника стремился обеспечить семье относительный достаток и сам обучал их (первоначальное образование Исаак получил дома), а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать возможность  детям выйти в люди.

После переезда семья Левитанов жила очень бедно, но, тем не менее, родители внимательно  отнеслись к увлечению своих сыновей искусством  и не возражали, когда сначала старший сын Авель (Адольф), а затем и  двенадцатилетний Исаак пожелали стать художниками и поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Исаак был настолько талантлив, что начал получать награды за «первые номера по художественным занятиям», но, к несчастью, в его семье одна беда следовала за другой. Умерла мама. Вскоре от тифа скончался отец. В семнадцать лет молодой студент остался нищим и на улице.

Благодаря помощи друзей-студентов, Совета преподавателей, Левитан продолжил  обучение и перешел в натурный класс,  которым руководил В.Г. Перов, здесь, на занятиях бывал иногда художник А.К. Саврасов. В марте 1877 года, в год, когда Левитан перешел в саврасовскую мастерскую, в Москву из Петербурга приехала  пятая передвижная выставка и расположилась  в здании училища. Перов добился  одновременного устроения выставки и  для учащихся.

Эта выставка и стала  первой  в судьбе живописца. Вот строки из газеты «Русские ведомости», в которых отмечают удачу пейзажей Куинджи, Шишкина, Саврасова и…

«Пейзажист г. Левитан выставил две вещи: одну — «Осень» и другую — «Заросший дворик».  «Все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы; судя по этим двум картинам, нет сомнения, что задатки господина Левитана весьма недюжинного характера».

Господин Левитан... А в это время юному живописцу — всего семнадцать лет.
25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину «Осенний день. Сокольники», где женская фигура на картине написана братом Антона Павловича Чехова.

Третьякову понравилась эта русская осень, написанная так задушевно. Он захотел познакомиться с молодым художником. Так в Третьяковскую галерею попала первая картина Левитана.

Осенью 1882 года вместо Саврасова пришел новый преподаватель — превосходный художник Василий Дмитриевич Поленов.  Человек щедрой души, искренний, горячий, он скоро стал другом своих учеников, их старшим товарищем. По словам одного из учеников Поленова, он буквально обожал Левитана.

Судьба сводит художника и с Саввой  Мамонтовым, который  пригласил Левитана вместе с Виктором Васнецовым писать декорации.
В ту «театральную зиму» Левитан  написал три декорации к опере «Жизнь за царя»,  исполнил несколько декораций по эскизам Поленова, по эскизу Виктора Васнецова написал декорации к «Снегурочке» и подводное царство к опере Даргомыжского «Русалка».

Для молодого Левитана театр был лишь эпизодом, не более, но заработки дали возможность путешествовать. .
Ранней весной 1887 года Левитан уехал на Волгу. «Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил Левитан с Волги»,- говорил Нестеров.

К концу года открылась выставка Московского общества любителей художеств. На этой выставке представлено было десять работ Левитана и среди них «Вечер на Волге». А через несколько дней в Москву приехала семнадцатая передвижная выставка, и Левитан показал картину «Пасмурный день на Волге». Картины  имели успех и у художников и у публики. «Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым русским пейзажистом».

В начале марта 1890 года он  уехал  за границу. Ему захотелось  проверить себя, побывать в картинных галереях, на выставках, посмотреть, как работают художники на Западе. За границу Левитан ездил несколько раз. Был во Франции, Италии. Германии, Швейцарии; писал и зеленые альпийские луга, и Альпы, и Средиземное море, и горы, и маленькие деревушки на склонах гор.. Но стоило ему немного пожить в чужой стране — его тотчас же тянуло домой. «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».

Свою «большую картину» Левитан написал в Плёсе. Картину Левитан назвал «Тихая обитель». Это одна из его лучших работ. Когда «Тихая обитель» появилась на девятнадцатой передвижной выставке, Чехов писал сестре: «Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор… успех у Левитана не из обыкновенных».

Н. Бенуа вспоминал, что «лишь с появлением картин Левитана» он поверил в красоту русской природы, а не в «красоты».

В 1891 году,  с легкой руки замечательного живописца Поленова,  И.И.Левитана  приняли  в свои ряды передвижники.

С 1898 г. Исаак Ильич руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества и проявил  себя и как замечательный педагог.

Особенно же близким Левитану среди его современников был Антон Павлович Чехов, с которым художника связывали тесные творческие и личные дружеские отношения.
Знакомство Левитана с Чеховым произошло в конце 1870-х годов, когда оба были еще бедными студентами,  и,  эта дружба  освещала всю его жизнь. Трудно себе представить более духовно близких людей, одинаково талантливых, одинаково тонко чувствующих красоту.

Искусствоведы позиционируют И.И.Левитана  именно как мастера «пейзажа настроения», что в высшей степени справедливо. По собственным словам, Левитан рисовал не просто пейзаж, но то чувство, которое этот пейзаж вызывает.

Художник К.А. Коровин вспоминал очень характерный эпизод с участием Левитана: «Исаак, – сказал я, – смотри, шиповник, давай помолимся ему, поклонимся. И оба мы, еще мальчишки, стали на колени. – «Шиповник!» – сказал Левитан, смеясь. «Радостью славишь ты солнце – сказал я, – продолжай, Исаак… и даришь нас красотой весны своей. Мы поклоняемся тебе».

За три года до смерти Левитан напишет: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник…».

Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой — «Озеро. Русь» — он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.

Пейзаж

этюд «Пейзаж» И.И. Левитана, поступивший в 1965 году от А.И. Шустера (Ленинград)

Лес

Лес

Пейзаж (Околица)

Пейзаж (Околица)

 

Поделиться новостью

Оставить комментарий