Илларион Михайлович Прянишников

(1840—1894)

 «Его картины светились особым светом родной правды»
И. Е. Репин

«И.М. Прянишников
отбросил всякие намерения учить,
рассказывать, навязывать свои мысли
и обратился к простому изображению
действительности».
Александр Бенуа

 

Русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников.

Илларион Прянишников родился в марте 1840 года в селе Тимашово (Боровский уезд Калужской губернии), в купеческой семье.

С детства увлекался живописью и в возрасте 12 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за тяжёлого материального положения вынужден был оставить учёбу и пошёл работать в купеческую лавку «мальчиком». Только в 1856 году Прянишников сумел вернуться в училище.

Учителями Прянишникова в Московском училище были Е.С. Сорокин, А.Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко и Е.Я. Васильев. И именно Егор Яковлевич Васильев добился, чтобы талантливый молодой художник Прянишников учился бесплатно и поселил ученика у себя.

В училище Илларион Прянишников подружился с Василием Перовым, молодые люди помогали друг другу (Прянишников, например, позировал Перову при создании картины «Приезд станового»), а в 1862 году они вместе провели всё лето в Троице-Сергиевой лавре.

Через два года, в 1864 году, за картину «Чтение письма в мелочной лавке» Илларион Прянишников был награждён Малой серебряной медалью, а в 1865 году, в год окончания училища, за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве», художник получил Большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени.

Эта работа принесла Иллариону Михайловичу широкую известность. Было принято решение отправить «Шутников» на Международную выставку в Вену. Однако, в австрийской столице картину публике так и не показали. По слухам, поступило распоряжение картину убрать, чтобы не показывать «свои язвы Европе».

Прянишников — один из основателей  «Товарищества передвижных художественных выставок», наряду с Василием  Перовым, Алексеем Саврасовым, Иваном Шишкиным, Ильей Репиным, Николаем Ге, Василием Поленовым, Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, Василием Суриковым, Архипом Куинджи, Исааком Левитаном, Владимиром и Константином Маковскими, Валентином Серовым и, конечно, Иваном Крамским.

И.М.  Прянишников был участником ТПХВ с самого его учреждения и появления, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.

С 1873 года Илларион Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а любящие и благодарные ученики называли  его, разумеется, Пряником. Он воспитал плеяду выдающихся мастеров кисти. Его учениками за долгие годы преподавания были Михаил Нестеров, Николай Касаткин, Сергей Иванов, Абрам Архипов, Василий Бакшеев, Витольд Бялыницкий-Бируля, Клавдий Лебедев. Особое место занимали Алексей Корин и Константин Коровин. Оба были не только учениками, но и родственниками Прянишникова.  Все они были верны главнейшим принципам искусства, заложенным их учителем. Их живопись содержательна, серьезна, вдумчива.

Вот так говорили о Прянишникове сами ученики и талантливейшие художники:

«Бывало, ждём не дождемся, когда появится бодрый, остроумный, немного грубоватый, но такой искренний, прямой Илларион Михайлович».

М. Нестеров

«высокому, худому, со светлыми соколиными глазами» учителю: «Не жалуешь и не надо, ну и ничего, а любил я его всей душой и считал талантливейшим человеком… Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».

 А К. Коровин

Примерно со второй половины шестидесятых годов девятнадцатого века, в течении почти десяти лет, Прянишников писал картины о московском быте. В те времена художник говорил: «Для нас, русских жанристов, Москва — клад. Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой — все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью.»

За картины «Калики перехожие» и «Швея», Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени, а со второй половины 70-х годов Илларион Михайлович, следуя тенденциям русской живописи того периода, перешел  к «многомерному» изображению.

Картина того периода «Порожняки» была показана публике на выставке Товарищества в 1871 году,  была очень хорошо принята публикой и критиками,  принесла её автору новый успех. Газеты писали, что «Прянишников – это художник-новатор, который удачно соединил пейзаж и жанровый мотив.»

«Порожняки» были приобретены, ещё до открытия выставки П.М. Третьяковым, который никогда не приобретал для своей коллекции повторений, заказал автору копию для своей галереи.

В 1874 году Прянишников завершил одно из очень известных полотен — «В 1812 году» — художник работал над этой картиной почти 10 лет, написал несколько вариантов (четвёртый вариант находится ныне в Третьяковской галерее).

В 1891 году, узнав, что болен туберкулёзом, художник поселился в Крыму, но через год вернулся в Москву и вскоре, в 1893 году, был избран действительным членом Академии художеств.

А в марте 1894 года художника не стало. Похоронен Илларион Прянишников в Москве, на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.

 

В «Мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко», в экспозиции «Передвижники» представлен этюд И. М. Прянишникова  — 

сирота

«Сирота», поступивший в 1961 году от Ю. В. Невзорова (Москва).

пронзительный, вызывающий жалость, заставляющий размышлять о нелегких судьбах детей.

 

Поделиться новостью

Оставить комментарий