Корифей русского пейзажа

ОРЛОВСКИЙ ВЛАДИМИР ДОНАТОВИЧ

(1842-1914)

 

Современники называли Орловского
«звездой первой величины наравне с Айвазовским»,
«искателем солнца»,
«несравненным пейзажистом южной природы»

Орловский Владимир Донатович — русско-украинский художник-пейзажист, академик Императорской Академии художеств.

Родился 1 февраля 1842 года в Киеве, в дворянской семье. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И.М.Сошенко. Позже брал уроки в Петербурге у Т.Г.Шевченко. Писал масляными красками еще до  Академии художеств, куда поступил в  1861 году и стал делать быстрые успехи под руководством А.П.Боголюбова. Учитель  многое смог передать начинающему живописцу. Именно у него Орловский научился  использовать сочность и яркость красок.

Боголюбов научил  молодого художника писать не только «сухопутные», но и морские пейзажи, в чем сам был признанным мастером. За период учебы Владимир Донатович получил все существовавшие академические награды.

В 1866 году Орловский занимался изучением памятников московской архитектуры, а в  1867  —  совершил поездку в Киевскую и Таврическую губернии. Затем, в  1868 —  побывал в Финляндии и  окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени,а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казенный счет за границу. Три года (1869-72 г.г.) «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии, Италии.

 В Петербург Орловский вернулся в 1872 году, получив от Совета Академии разрешение на продление срока пенсионерского содержания в России еще на три года и уже в  1874 году был удостоен звания академика. Картины художника очень разнообразны как по природе (от Финляндии до Крыма), так и по содержанию. Владимир Донатович много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии, был популярен наравне с И.К.Айвазовским, в его творчестве видно влияние А.И.Куинджи.

В 1881 предпринял поездку на Кавказ.

В нашем музее во многих тематических выставках принимает участие работа В.Д. Орловского — «Кисловодск» — 1883г., удивительно ярко показывающая быт Кисловодской слободы и уникальную природу XIX века.

Кисловодск
Кисловодск


«
На картине «Кисловодск» изображен живописный уголок природы. Сложный и занимательный рассказ призван оживлять пейзаж. Крытые соломой мазанки расположились у подножия горного хребта. В левой части картины изображена группа высоких деревьев и извилистый ручей. На переднем плане – жанровая сценка: три женщины полощут белье в ручье. В расположении их фигур присутствует определенный ритм: одна из них выпрямилась, другая резко согнулась, третья слегка наклонилась. На берегу ручья – другая сценка: мальчик играет возле матери. Рядом с ней отдыхает молодой мужчина. Чуть поодаль – три мужских фигуры. Один из мужчин наблюдает за работой женщин, два других о чем-то оживленно спорят. Селение живет своей обыденной жизнью: на веревках развешано белье, в одном из домов топят печь и варят еду – над соломенной крышей клубится дымок; по тропинке важно расхаживают петухи и куры, возле изгороди стоят лошади. Картина написана с использованием специальных эффектов освещения и связанных с ними цветовых рефлексов. Левая часть картины, замкнутая группой деревьев, сильно затемнена.

Взгляд зрителя, скользящий по легким волнам извилистой ленты ручья, идет в глубь картины – к ярко освещенной ее части, на которой изображены хаты с соломенными крышами и залитые солнцем горы. Эффект глубины в картине усиливается великолепно переданными, как бы плывущими над землей, белыми кучевыми облаками на голубом небе. Виртуозно расставленные цветовые акценты – ярко-красный платок женщины, перекликающийся с красной рубашкой мужчины, – придают картине большую красочность и яркость.»

Н.Г. Васильева. "Владимир Орловский". Белый город, 2007 

В 1887 году Орловский переехал из Петербурга в Киев,   построил на Гоголевской улице большой дом с мастерской, окруженный садом-парком, в котором художник любил работать и отдыхать.
Он оказывал большую помощь Киевской рисовальной школе им. Н.И. Мурашко, входил в её художественный совет. Был одним из организаторов создания Киевского художественного училища и оказался  не только талантливым живописцем, но и хорошим педагогом, о чем свидетельствовали успехи его учеников.

Педагогическая работа не мешала Орловскому плодотворно работать. Мотивы картин художника весьма разнообразны, особенно — в пейзажах с эффектами южного солнца. (По сведениям Ф. И. Булгакова, большинство подобных пейзажей Орловского, составлявших едва ли не вершину его творчества, оставались неизвестными для широкой публики, так как, минуя выставки, приобретались непосредственно из мастерской в крупнейшие художественные собрания.)

Вскоре Владимира Орловского стали называть «корифеем русского пейзажа».

Во второй половине 19 века в мире шло активное развитие живописи, возникали новые направления и течения, в том числе и весьма экстравагантные. Орловский с интересом следил за ними и даже применял в своих работах некоторые новаторские приемы. Но при этом он всегда оставался художником-реалистом академической школы.

Конец жизни Владимир Донатович Орловский провел в Италии, где он жил с 1909 года и где  скончался в 1914 году.

Хоронить мастера-пейзажиста привезли на родину в Киев.

Произведения В.Д. Орловского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Государственном музее украинского изобразительного искусства в Киеве и  других. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.