Н. А. ЯРОШЕНКО И Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ

(ВСТРЕЧИ, ДРУЖБА, ПУТЕШЕСТВИЯ)

К 60 ЛЕТИЮ «МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ Н. А. ЯРОШЕНКО И 150 ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНДЕЛЕЕВА.

2019 год оказался богат на знаменательные события в области российской культуры, искусства и науки. Среди многочисленных памятных дат, ярких событий, происходивших в истории нашей страны в разные времена, есть те, которые особенно дороги нашему музею — 60 лет со Дня образования музея так как, основание художественного музея имени Н.А.Ярошенко документально зарегистрировано в 1959 году и 150 лет со Дня создания Периодической системы Менделеева. Сложнейшей таблицей ученый занимался всего год. Вечером 1 марта 1869 г. Менделеев набело ее переписал, назвал «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве», отослал в типографию и опубликовал.
Возникает вопрос — какая же связь между этими событиями? Н.А.Ярошенко — художник -передвижник, председатель ТПХВ с 1887 по 1898 годы, человек, которого называли «Совестью передвижников», воплотивший в жизнь две мечты и проживший фактически две судьбы за такую короткую жизнь — всего 51 год, был дружен с великим ученым, писал его портреты, путешествовал с ним по Военно-Грузинской дороге, подолгу беседовал с Д. И. Менделеевым. А если вы, дорогие читатели, внимательно познакомитесь с биографиями этих удивительных людей, то найдете для себя некоторые интересные факты.
Н.А. ЯРОШЕНКО — генерал майор, среди наград — орден Святой АННЫ — III степени.
Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ — Тайный советник (чин 3-го класса Табели о рангах, соответствует армейскому чину генерал-лейтенанта армии), среди многочисленных наград — орден СВЯТОЙ АННЫ I-й и II-й степени.
И это только то, на что сразу обращаешь внимание.
Их объединяло очень многое: любовь к искусству; умение слушать и вести беседу; быть всегда в центре внимания, собирая вокруг себя цвет русской интеллигенции; достигать поставленных целей. Они оба любили детей и относились к ним как к равным, оба могли веселиться по мальчишески и в то же время были очень строгими по отношению к самим себе и очень ответственны к своим делам.
Оба устраивали у себя дома званные вечера, более известные как Менделеевские Среды и Ярошенковские Субботы. Удивительна атмосфера этих собраний — интеллигентность, высокая культура, интересные беседы, споры, обсуждения серьезных проблем во всех сферах жизни и искусства переплетались с тонким юмором, шутками и анекдотами.

Дмитрий Иванович был большой любитель и ценитель живописи. Его постоянными гостями и скажу больше, друзьями были художники Крамской, Шишкин, Репин, Ярошенко, Куинджи, Клевер и другие. Эти интересные люди собирались у нас каждую среду, засиживались до глубокой ночи, и я, засыпая в детской, слышала гул голосов и веселые взрывы смеха. У Дмитрия Ивановича были оригиналы картин этих крупных художников, и стены гостиной были украшены их произведениями, а помимо того, он хранил целые коллекции их же работ в папках у себя в кабинете в шкафу. Три художника-передвижника писали портреты моего отца. Это были Репин, Крамской и Ярошенко. — О. Д. Менделеева-Тригорова — старшая дочь. Д. И. Менделеев и его семья М.-Л., Изд-во АН СССР, 1947 г.
В доме Менделеева под групповой фотографией профессоров физико-математического факультета С.Петербургского университета висел большой портрет масляными красками работы Ярошенко второго сына Дмитрия Ивановича — ребенком пяти лет. Он в белой русской рубашке сидит в большом кресле и весело и задумчиво смотрит большими светлыми глазами — Н. Я. Капустина-Губкина — племянница. Семейная хроника в письмах матери, отца, брата, сестер, дяди Д. И. Менделеева. Воспоминания о Д .И. Менделееве Спб., 1908 г.

Н.А.Ярошенко, как почти все художники, не показывал до окончания свою работу всем, а только некоторым. Дмитрию Ивановичу — одному из первых; приезжал даже за ним сам просить приехать взглянуть на новую картину и послушать его мнения.

Порудоминский Владимир Ильич: «Ярошенко писал Менделеева дважды.  Он видел его оживленным и мрачным, беседующим, молчаливым, задумчивым, спящим, он видел Менделеева за чаем, за чтением, за шахматами, на открытии выставок и у себя на «субботах», он путешествовал с Менделеевым по Кавказу (из Минеральных Вод, через Владикавказ, по Военно-Грузинской дороге, в Тифлис и Баку), видел Менделеева на горных перевалах, среди скал, близ мчащихся по острым камням прозрачных рек и пенящихся водопадов, на морском берегу, на ярких восточных базарах, между красными, желтыми, зелеными, оранжевыми холмами сваленных прямо на землю овощей и фруктов и в тесных лавчонках, где на прилавках пестрели узорами ковры и шелковые ткани, — возможностей пооригинальничать, написать портрет с претензией было предостаточно, — он написал Менделеева в старой университетской лаборатории, лишний раз напоминая всем, что Менделеев — химик. В первом ярошенковском портрете Менделеева, акварельном, тоже есть «обстановка» — ученый изображен в красной мантии и черном берете доктора Эдинбургского университета. «Менделеев в мантии» оказался как бы подготовкой к новому портрету, начатому, видимо, сразу следом за ним. В акварельном портрете немало найдено — и найдено удачно: поза в кресле, поворот головы, книга в руках, выражение глаз (прочитано что-то и натолкнуло на раздумья глубокие и важные). Ярошенко хорошо знал лицо Менделеева: они близкие друзья; Ярошенко едва не самый частый гость в доме Менделеева.»
Вот только некоторые выдержки из их личной переписки, относящиеся к кавказскому и кисловодскому периоду:
«Многоуважаемый Дмитрий Иванович! Будьте добры, напишите: поедете ли Вы в Баку или нет? Если да и поездка Ваша состоится в первых числах августа, то я охотно поехал бы с Вами, потому что в последних числах июля я буду свободен и если не поеду в Баку, то отправлюсь прямо в Кисловодск……..» (Петербург 2 июля 1886 год).
«Отлично, Дмитрий Иванович, едем! Я ужасно рад, что это состоится……Ваше предложение ехать на Владикавказ мне кажется совершенно правильно — путь короче и берет времени меньше, да к тому же красивее по Военно-Грузинской дороге. Из того же, что назад Вы собираетесь ехать Волгой, я заключаю, что Вы заедете к нам в Кисловодск по пути в Баку, а не на обратном.» — (Петербург 9 июля 1886 год)
Есть еще письма, касающиеся договоренности о встречах для позирования, о жизни, о друзьях и общих знакомых — все это говорит о большой духовной связи Н.А.Ярошенко и Д. И. Менделеева.

Жена Менделеева вспоминала слова мужа, сказанные после кончины художника: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, поговорить с ним!»

Память об этих двух удивительных, великих людях хранится сегодня в «Мемориальном музее — усадьбе художника Н.А.Ярошенко» в Кисловодске!

И.П. Гордиенко
Научный сотрудник
«Мемориального музея-усадьбы Н.А.Ярошенко»

 

Н.А.Ярошенко Портрет Д.И. Менделеева

 

Рубрики: Новости

Оставить комментарий