Туржанский Леонард Викторович

(первый импрессионист в российской живописи)

(1875 — 1945)

 

«Я завидую ему – какое у него чувство поэзии в живописи,

какой интересный колорит!»

К.А. Коровин

 

 

Именно так говорил о своем ученике Леонарде Туржанском известный художник.  На занятиях он советовал присматриваться к манере Туржанского, учиться у него.

9 (21) февраля — дата рождения Леонарда Туржанского,  в действительности является датой крещения, о чем свидетельствует хранящаяся у наследников Леонарда Викторовича выписка из  Пермского приходского костела: «Тысяча восемьсот семьдесят пятого года февраля девятого дня в городе Екатеринбурге окрещен младенец по имени Леонард Виктор куратором Пермской Римско-Католической церкви священником Брониславом Орлицким с совершением всех обрядов таинства доктора медицины коллежского асессора Виктора и Марии, урожденной Берштрессер, брачных супругов сын, родившийся 30 сентября минувшего года там же»

Первоначальное образование он получил в Екатеринбургском реальном училище, потом были Строгановское училище и Московское училище живописи и ваяния, где его наставниками стали Апполинарий Васнецов, Алексей Степанов, Валентин Серов, Константин Коровин.

Среди уральских художников, Леонард Викторович получил прозвище «отец Леонард». Авторитет мастера был непререкаем. Многие стремились подражать ему и даже соревновались в том, кто пишет «туржанистее». Но больше всего те, кто знал художника и видел, как он пишет свои полотна, поражались палитре мастера. Говорили, что на ней всегда были «горы грязных красок», казалось, что Туржанский никогда ее не чистил. Удивительно, как при этом он ухитрялся выбирать из этой «грязи» чистые и солнечные тона для своих сюжетов. Живописец обладал фантастическим умением передавать атмосферу тихого деревенского быта.

Туржанский создавал портреты и бытовые композиции, работал театральным декоратором, но самое яркое в его творчестве, конечно пейзажи — эмоциональные и в то же время простые, чувственные и в то же время малопредметные. Леонарда Туржанского считали прямым наследником левитановского «пейзажа настроения».

Жил он в Москве и Екатеринбурге, в 1903 и 1905 годах совершил поездки на Русский Север. Член Товарищества передвижных выставок и Союза Русских художников, член-учредитель Объединения художников-реалистов.

Был женат на Варваре Сергеевне Любимовой, в 1913 году написал ее портрет,  в 1915 у них родились близнецы — Вадим и Игорь, а в 1920 —  дочь — Ирина.

Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации на Северном Кавказе: в Нальчике, Долинске, Тбилиси.

Умер 31 марта 1945 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Екатеринбурга, Владимира, Иркутска, Калуги, Новосибирска, Перми, Самары, Севастополя, Тюмени, Челябинска, во многих художественных, мемориальных и краеведческих музеях страны, а также в частных собраниях России и за рубежом.

Есть работы Леонарда Туржанского и у нас  — в «Мемориальном музее-усадьбе художника Н.А.Ярошенко»:

«Облака над озером» — этюд (1910-е г.г.) — поступление  в 1968 в дар  от В.Я.Андреевой (Москва)

 

«Крыши домов» — этюд (1920-е г.г.) — поступление в 2967 г. в дар от В.Я.Андреевой (Москва)

 

«Вечер» — этюд (1923 г.) — поступление  в 1961 г.  от Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

 

«Вечерние облака» — поступление в 1961 г. от Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

 

«Пасмурный день» — этюд (1923 г.) — поступление в 1961 г. от Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

 

«В огороде» — этюд (1924 г.) — поступление в 1961 от г. Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

 

«Холодный вечер» -(1927 г.) — поступление в 1961 г. от Л.Н.Кудриной (Кисловодск)

 

«Весна» (1914?) — поступление в 1966 г. от Н.В.Большакова (Москва)

«Куры» — поступление в 1965 г.  от А.И.Шустера (Ленинград)

 

«Пашня» — этюд — поступление  в 1968 г. от  В.Я.Андреева (Москва)

 

«Солнечный день» — Поступление в 1966 г. от  В.Н.Грибанова (Москва)

 

 

Удивительно трогательные, близкие и родные каждому русскому человеку — эти работы наполняют сердца теплом и любовью к природе, не приукрашенной, а живой и чувственной, простой и в то же время, пронизанной сдержанным благородством красок из которых будто соткан любимый его пейзаж. Замечательные образцы синтеза передвижнических традиций и импрессионистических  приемов!

 

Поделиться новостью

Оставить комментарий