«Паганини в живописи»

Коровин Константин Алексеевич

(1861-1939)

 

Не смотря на то, что в  фондах нашего музея только один эскиз  К.А. Коровина, который, кстати, сегодня представлен в экспозиции «Передвижники»,  позавидуют нам многие, ведь иметь работу его кисти мечтает каждый крупный художественный музей.

Утро. Эскиз декорации к балету «Дон Кихот» (1901-1902) поступил в 1966 году от А.А. Мухарского.

 

Константин Коровин — известный живописец, театральный художник, импрессионист. Его полотна можно увидеть в Эрмитаже, Третьяковской галерее и даже в Лувре.

Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Он держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Сын купца и будущий отец художника – Алексей Коровин – получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Талант к рисованию у сыновей Кости и Сергея от отца. Мать Константина — дворянка Аполлинария Волкова —  девушка образованная и с передовыми взглядами.  Константину пришлось пережить  разорение родителей,  самоубийство отца,  насладиться деревенским раздольем,  и, не смотря   на бедность получить образование, которое смогла дать детям мать.

Старший брат Константина – Сергей Коровин – стал студентом Московского  училища живописи. Вскоре к нему присоединился и 14-летний Костя, избравший  архитектуру, но спустя год перевелся на факультет живописи, которым руководил Алексей Саврасов.

Костя боготворил наставника, но Саврасова уволили.  Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием: Костя  отправился в Санкт-Петербург в художественную академию. Выдержал 3 месяца.

«В 1881 года я поехал в Петербург в Академию художеств и поступил в натурный класс, — вспоминает Коровин. — Чудные залы академической галереи Кушелева, коридоры Академии художеств, живые сфинксы на ее фоне — все это было заманчиво для меня серьезностью, полной высоких традиций духа. Но в самом деле в этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд…».

Константин Коровин вернулся в родное училище, где должность Саврасова занял Василий Поленов.  Наставник познакомил талантливого ученика с меценатом Саввой Мамонтовым, а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни столицы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель.

В 1883 году Коровин награжден в Училище малой серебряной медалью за этюд масляными красками. Еще через год ему присуждена малая серебряная медаль за рисунок с натуры.

Творчество К.А. Коровина  поразило современников: одни были  шокированы небрежностью  мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был Федор Шаляпин. Певец назвал художника «Паганини в живописи». В то время с Шаляпиным согласились немногие, но через 3-4 десятилетия после смерти Коровина его сочные, наполненные светом и жизнью картины признали работами настоящего мастера.

Творческая биография Коровина открывается работой «Портрет хористки», написанной в 1880-х годах, когда Коровину было 22 года. Самому известному художнику России Илье Репину эта картина не понравилась, и он сказал, что это просто «живопись ради живописи»

В 1885 году Коровин едет в Европу, посещает Францию и Испанию. Это путешествие, как и некоторые другие, спонсировал Савва Мамонтов. Картина «На балконе. Испанки Леонора и Ампара», написанная в 1889 году, показывает нам влияние испанских художников. Константин Алексеевич впервые выставил эту картину в 1900 году на Парижской Всемирной выставке, где она получила премию. К. Коровин был в Париже, посетил Финляндию, Швецию и Северную Россию и  обнаружил, что на севере больше разнообразия цветов, чем где-либо еще.

К.А. Коровин был новатором в области сценографии. Он изменил роль художника, превратив себя в настоящего художественного руководителя, а не просто дизайнера. Коровин проектировал декорации, костюмы, обувь и рекламу.  Его самые известные декорации включали «Снегурочку» и «Псковитянку» Николая Римского-Корсакова, и, конечно, знаменитую пьесу Николая Рубинштейна «Демон», оказавшую столь глубокое влияние на художника Михаила Врубеля.

К.А. Коровин написал ряд прекрасных портретов  —  Комаровской, Дорофеевой, Перцевой. На московской выставке портреты З. Перцевой и знаменитого оперного певца Федора Шаляпина висели рядом друг с другом и были особенно впечатляющими.

Константин Алексеевич обладал незаурядным литературным талантом.

Скоропостижно скончался на одной из улиц Парижа от сердечного приступа 11 сентября 1939 года; похоронен на Бийанкурском кладбище. А в марте 1950 года был перезахоронен на  православном кладбище в Сент-Женевьев-де Буа…

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.