ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА. К 100-летию памяти М.П. Ярошенко (1844(?)-1915).

мп

Жена художника… Очень многие спутницы знаменитых мастеров так и остались в памяти поколений просто как «жена». А ведь история знает немало примеров, когда художник смог состояться благодаря заботе и самоотверженности  своей супруги. Поэтому каждая из этих женщин заслуживает того, чтобы о ней помнили.

«14 сентября скончалась в Кисловодске Мария Павловна Ярошенко. Она хворала давно, жила долго. Она была до последнего времени бодрая, живая, деятельная… Ушел из жизни прекрасный образец женщины-друга, знавший на своем веку много самых выдающихся людей, бывшей с ними в самых лучших отношениях — Достоевский, Тургенев, Л. Толстой, В. Соловьев, Короленко, Гаршин, Менделеев, Кавелин, Крамской, Ге и все выдающиеся передвижники лучшего времени бывали у них, пользовались их гостеприимством, лаской, участием.» — написал 18 сентября 1915 года М.В. Нестеров. Прошло столетие, но память о жене Н.А Ярошенко до сих пор жива. Она не только в воспоминаниях современников, но и в большом интересе сегодняшних посетителей музея к жизни этой удивительной женщины.

Какой она была, к чему стремилась, что для неё было самым важным? К сожалению, ничего не известно о жизни Марии Павловны до замужества, практически не выяснены обстоятельства их первой встречи. Не сохранились письма Николая Александровича, да и Мария Павловна,  составляя в 1908 году биографию мужа и, конечно, имея повод рассказать о своей роли в его судьбе, просто написала: «А в 1874 году Н.А. женился», даже не упомянув своего имени.

А вот о дальнейшей её жизни мы узнаём из воспоминаний друзей.  М.В. Нестеров (1862-1942), выдающийся художник, один из самых близких друзей писал о Марии Павловне: «Невеста его [Ярошенко] была ему под стать, она исповедовала те же убеждения, что и он, училась на Бестужевских курсах, была деятельной общественницей и, так же как и он, любила искусство, мечтала стать художницей. Полюбив друг друга, строя планы на будущую жизнь, они подошли к вопросу: можно ли заниматься искусством серьезно, отдавая ему все свои силы, будучи супругами? Не будет ли такое невольное соревнование им помехой? И пришли к тому, что один из них должен отказаться от мысли стать художником. Мария Павловна, признавая за ним больше прав, больше шансов на серьезный успех, словом, его превосходство… за всю жизнь, живя душа в душу, ни разу не взяла кистей в руки».

         Отказавшись от мечты профессионально заниматься живописью, она поступает вольнослушательницей на Бестужевские курсы, бывшие в то время первым женским университетом в России. Закончив курс обучения, в течение долгого ряда лет она была активным членом «Общества для доставания средств», одним из учредителей которого был известный педагог и общественный деятель Александр Яковлевич Герд (1844–1888). Его портрет, написанный Н.А. Ярошенко в 1888 году, представлен в экспозиции кисловодского музея. Вот как об этом периоде жизни Марии Павловны вспоминала бывшая курсистка, позировавшая художнику для картина «Всюду жизнь», Стефания Караскевич-Ющенко (1863-1918): «Трудно перечислить все виды и формы помощи, которую она оказывала одиноким, закинутым в Петербург девушкам, очень часто порвавшим навсегда с родной семьёй ради курсов…Помощь оказывалась так, что не было ни намёка, ни тени того, что зовётся благодеянием…Мария Павловна умела оказывать помощь даже самым самолюбивым и до дикости застенчивым людям».

С конца 70-х годов в петербургской квартире художника стало традицией проводить по субботам рисовальные вечера. Вскоре эти творческие встречи   вышли из чисто профессиональных рамок и на «Ярошенковские субботы» стал собираться, как писал М.В. Нестеров, весь культурный Петербург, цвет русского искусства. «Общество, которое собиралось у Ярошенок, — вспоминала Анна Ивановна Менделеева,супруга известного ученого, — было самое разнообразное — литераторы, доктора, студенты, общественные деятели, профессора, но все одного круга интеллигентных людей, с либеральным образом мыслей…Кто раз побывал у Ярошенко — делался постоянным их посетителем». Душой «Ярошенковских суббот» была прекрасная собеседница, гостеприимная Мария Павловна.

В 1885 году наступил новый период в жизни семьи. Супруги приобрели в Кисловодске усадьбу. М.В. Нестеров, часто бывавший у них в гостях,  вспоминал: «Кисловодск ещё не был тогда модным курортом, каким стал позднее. Многоэтажных отелей не было, всюду были ещё голубые хатки, встречались соломенные кровли. Такие усадьбы как у Ярошенок были на счету. Жилось приятно». Мария Павловна и здесь жила «той же кипучей, деятельной жизнью, как и в Петербурге, с тою разницей, что здесь прибавлялась масса кисловодских обывательских дел: из Станичного Управления, из кружка горожан, хлопотавших о введении городского устройства в Кисловодске, из десятков местных семей, которые шли за советом к «полковнице», так называли М.П. обыватели…У Ярошенок в доме появилась «дочка» Надя Волжинская, удочерённая родственница Николая Александровича, мать которой умерла вскоре после рождения Нади» (С.Караскевич-Ющенко).

А вот какой  предстаёт  Мария Павлова в воспоминаниях Елены Давыдовны Аглинцевой. Дача Аглинцевых «Сюрприз» находилась на территории нынешнего санатория «Узбекистан»: «Мария Павловна была женщиной умной, одарённой…Среднего роста, смуглая, со жгучими вьющимися волосами, черными глазами, она любила побеседовать, посмеяться, покритиковать, а когда нужно — возмутиться несправедливостью и стать на защиту обиженного, она делала это, не задумываясь…Всегда была приветлива, бодра, весела. Свою кипучую энергию она бросала в хозяйство. Любила принимать у себя знаменитостей…Здесь можно было встретить Шаляпина, Собинова, Станиславского, художников Репина, Нестерова, композитора Аренского и многих других. Радушие и самое теплое гостеприимство бывало оказано каждому. Остроумные беседы, пение, музыка и всякие шуточные экспромты царили на вечерах у супругов».

Замечательное время. Проводя практически каждое лето здесь, в Кисловодске, Мария Павловна проявляет себя как прекрасная, умелая хозяйка, она занимается строительством дома, который друзья назовут «белая вилла», благоустройством и содержанием в образцовом порядке усадьбы. Интересная информация об этом была в отчете врача кисловодской группы Ф.И. Пастернацкого за сезон 1890 года : «…дома и усадьбы…носят на себе отпечаток своих хозяев. …В частных домах, принадлежащих гг. Кахановой, Ярошенко, Аглинцеву и др. приезжий встречает…удобства, удовлетворяющие его требованиям».

Но пройдет несколько лет и в письме Нестерова от 04 сентября 1897 года читаем: «На Кавказе я прожил лето очень хорошо, встретился с людьми милыми и хорошими. Ярошенко были по обычаю своему и ласковы, и гостеприимны, Николай Александрович чувствует себя нехорошо, без голоса и последнее время заметно покидает его энергия и сила воли, он становится раздраженным, и Марии Павловне приходится трудно». Именно здесь, в Кисловодске, ей пришлось пережить самое тяжелое горе. 7 июля 1898 года скоропостижно скончался Николай Александрович. Она приняла решение похоронить мужа рядом с усадьбой в ограде Собора Николая Чудотворца. «Его смерть — внезапная и никем неожиданная — наложила печать неизгладимой тоски на всю жизнь Марии Павловны. Она не плакала, не говорила постоянно о покойном. Но вся изменилась: в привычках, в работе, в отношении к людям. У неё осталась одна забота: сберечь и сохранить картины Николая Александровича и его товарищей, в разное время ими подаренные…» (С. Караскевич-Ющенко). Она организовала посмертные выставки, издала в 1908 году альбом «Н.А. Ярошенко, его жизнь и произведения», в котором были представлены 48 фототипий (репродукций) картин художника. К сожалению, не исполнилась при жизни Марии Павловны мечта о создании музея имени Н.А.Ярошенко. Её предложение о «готовности пожертвовать картинную галерею покойного мужа  тому учреждению, которое примет на себя постройку необходимого для помещения галереи здания в Кисловодске или в Пятигорске» не заинтересовало министра народного просвещения Кавказского учебного округа Н.П. Боголепова. А ведь это была воля художника, чтобы картинная галерея, в которой были свыше 100 картин 80 русских художников, «осталась в пределах Кавказских Минеральных Вод». Мария Павловна в своем завещании распорядиться передать эти работы в Полтаву, на родину мужа. Кисловодскую усадьбу она завещает продать и на полученные деньги:

  • «…построить здание санатория для больных туберкулезом на Кавказе;
  • …устроить в г. Кисловодске земское или городское училище…(для мальчиков, девочек или смешанное);
  • …внести …в Московскую школу живописи и ваяния — шесть тысяч рублей для учреждения стипендии имени Николая Александровича Ярошенко; стипендия эта должна выдаваться наиболее способному и нуждающемуся ученику, без ограничения возраста, религии, национальности, происхождения…;
  • …если…останутся ещё…деньги употребить их…на расширение и улучшение школы в Кисловодске»

14 сентября 1915 года в своей усадьбе на руках Ольги Михайловны Нестеровой, дочери художника , скоропостижно умирает Мария Павловна. « Не стало деятельной, умной женщины. С ней вместе ушла целая полоса жизни. Мария Павловна была дивным, прямодушным, душевным человеком… Множество людей знали и любили Марию Павловну особой почтительно-восторженной любовью. Её не забудут знавшие её, как не забывается всё лучшее, всё благородное, что выпадает на долю людей. М.В. Нестеров». Похоронили её рядом с мужем.

Жена художника…. Она осталась не только в воспоминаниях и письмах современников. Образ Марии Павловны сохранили портреты, написанные мужем в разные годы. Николай Александрович написал четыре портретах жены, но на сегодняшний день известно местонахождение только двух. Это портрет 1875 года, находящийся в  Полтавском музее и портрет 1880-х годов нашей коллекции.

Однако, в собрании музея есть ещё один уникальный портрет Марии Павловны.. Это работа Ольги Михайловны  Шретер (1886 — 1973), выполненная в технике вышивки. Ольга Михайловна — дочь художника М.В. Нестерова от первого брака.  В 1899 году, по приглашению Марии Павловны, 13-летняя Ольга впервые приезжает в Кисловодск, где еще на раз будет гостить. В 1911 году она вышла замуж за молодого ученого Виктора Шретера. В 1918 году у них родилась дочь Ирина, в будущем профессиональный художник, много лет  работавшая на киностудии «Мосфильм».

Ольга Михайловна и её дочь оказали большую помощь музею. От них поступили в нашу коллекцию живописные и графические работы, письма и фотографии, а также удивительные по технике исполнения портреты хозяев и гостей кисловодской усадьбы. Это «Портрет Н.А.Ярошенко (1961)», «Портрет К.С.Станиславского (1964)», «Портрет Ф.И. Шаляпина (1965)» и замечательный «Портрет М.П. Ярошенко». Образцом для этой вышивки послужила фотография утраченного портрета Марии Павловны, написанного Н.А.Ярошенко в 1875 году.

В собрании музея хранятся замечательные работы художников XIX- XX века. Среди них есть и удивительные женские портреты известнейших мастеров   — И. Крамского, К. Лебедева, П. Заболоцкого и других. Познакомиться с ними можно в эти дни на выставке «Женский портрет XIX века», посвященной памяти Марии Павловны Ярошенко.

 

Боровик А.М., научный сотрудник музея.

Приложение: портреты М.П. Ярошенко

  1. Ярошенко Н.А. Портрет М.П. Ярошенко, жены художника. 1880-е.
  2. Шретер (Нестерова) О.М.(1886-1973) Портрет М.П.Ярошенко.  1960-е. Холст, шелк, гладь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.