ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ  ГРАБАРЬ

(1871 – 1960)

 

Игорь Эммануилович Грабарь – выдающийся деятель изобразительного искусства. Он известен как мастер пейзажной и портретной живописи, как историк русского искусства, художественный критик, реставратор,  музейный деятель и один из организаторов  Общества по охране памятников старины. Им написана пятидесятитомная «История русского искусства», созданы знаменитые реставрационные мастерские,  основан Институт истории искусств.

Исключительная многогранность его творческой натуры позволила  ему стать зачинателем и душою ряда фундаментальных работ и сделать чрезвычайно много для развития русской художественной культуры.

За большие заслуги перед советской культурой он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему присуждена Государственная премия и звание народного художника РСФСР, с 1943 года он был членом Академии наук СССР.

И. Грабарь (Храбров) родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье  угрорусов. Отец, по образованию юрист, преподавал в Пештском университете, мать – дочь видного деятеля угрорусского движения. По политическим мотивам родители подверглись административному преследованию, и вынуждены были уехать в Россию и обосноваться недалеко от Москвы в г. Егорьевске, затем в лицее в Москве. В лицее он изучает языки и начинает писать первые рассказы в стиле «Антоши Чехонте».

В Москве он знакомится  с творчеством  русских художников-передвижников, особое впечатление на него произвели полотна Репина, Сурикова, Перова, Шишкина, Куинджи, Васильева. Тем не менее,  поступает в Петербургский университет на юридический факультет.

Именно в этот период начинается его работа в литературно-художественных журналах, где каждой статье сопутствовала карикатура или дружеский шарж. Он иллюстрирует рассказы русских писателей, и эти работы сыграли большую роль в становлении русской книжной графики.

Вскоре  Грабарь начинает посещать академическую мастерскую  знаменитого художника и педагога Павла Петровича Чистякова, а через два года поступает в Академию художеств. Здесь занятия приобретают систематический характер, но поиск новых путей  в развитии  современной живописи  приводит к тому, что  через два года Грабарь оставляет Академию и надолго уезжает  за границу.

Изучая различные течения в искусстве, он становится  приверженцем творчества импрессионистов,  колористической стороны их искусства.

Изучение секретов станковой и монументальной живописи старых мастеров  послужило основой  для постижения методов научной реставрации.

В 1901 году, вернувшись в Россию, Грабарь примыкает к художественному объединению «Мир искусства», где его друзьями становятся В.А. Серов, К. А. Коровин и многие другие художники.

Основой творческих исканий явились искания колористические: от первых попыток изображения предметов в ярком солнечном свете или мягком рассеянном свете пасмурного дня, до  разработки свойств цвета в любых данных условиях.  Живописец в совершенстве овладел пленэром, разрешив проблему влияния свето-воздушной среды на краски окружающего мира.

Наряду с пейзажами Грабарь пишет ряд натюрмортов, где звучит то же радостное утверждение жизни. В лучших натюрмортах Грабарь открыл свой мир, увиденный им по-новому, свежо, исполненный глубокой поэзии, светлый и радостный.

В 1913 году Грабарь был назначен  попечителем Третьяковской галереи и в 1914-1915 годах Грабарь начал планомерно проводить полную перевеску картин собрания. Были заново перегруппированы, систематизированы тысячи картин, разработан научный план экспозиции. Таким образом, были заложены основы новой, подлинно научной музейной деятельности.

Последнее двадцатилетие жизни  художника наполнено особо интенсивной работой в области личной творческой практики, организационной и научной работы.

Окраина Москвы

Окраина Москвы

 

Поделиться новостью

Оставить комментарий