Выставка представляет небольшую часть многогранной коллекции живописи, хранящейся в «Мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко». Хронологически она охватывает период с первой половины XIX века до 20-х годов XX века. Экспозиция дает возможность не только познакомиться с богатством музейных фондов, но и составить представление о своеобразии их формирования. Особенностью музея является то, что изначально он не имел ранее сложившегося собрания, принадлежавшего какому-либо лицу, или национализированного государством. Значительная часть произведений поступала от людей, откликнувшихся на призыв основателя и первого директора музея В.В. Секлюцкого содействовать поиску и приобретению музейных экспонатов.

Существенную помощь в комплектовании фондов оказали музеи страны. Благодаря Государственному Эрмитажу музейное собрание пополнилось работами художников XIX века, среди которых экспонируемые на выставке «Портрет военного врача» кисти П.К. Венига, «Девочка в чепце» А.И. Алексеева и «Портрет графа Бобринского ребенком», автором которого (по атрибуции искусствоведа В.В. Рязанова) является один из крупнейших мастеров детского портрета представитель академизма И.К. Макаров.

Павловский музей художественного убранства русских дворцов XYIII –XIX вв. передал музею произведения живописи, в числе которых созданная в Италии картина Л.Ф. Лагорио «Вид на понтийских болотах», пейзаж И.К. Айвазовского «Памятник Александру III» и «Портрет В.А. Нарышкина в детстве» Н.Л. Тютрюмова, запечатлевшего одного из представителей императорской фамилии. Среди них парадный портрет Н.К. Бунге — министра финансов Российской империи, известного ученого и государственного деятеля кисти И.А. Тюрина.

Из Государственного Русского музея, который на протяжении многих лет является для кисловодской усадьбы методическим центром, поступили представленные на выставке пейзажи И.Н. Занковского – замечательного мастера, создавшего серию работ, посвященных Кавказу. Дирекция художественных фондов и проектирования памятников передала в музей портрет известного историка, публициста и философа-славянофила Ю.Ф. Самарина, выполненный В.О. Шервудом – архитектором, скульптором и живописцем, автором проекта здания Исторического музея на Красной площади в Москве. Крупнейшим центром, выполнявшим государственную программу по пополнению музейных фондов страны, была организация, носившая название «Росизопропаганда». Благодаря ей украшением экспозиции стало полотно В.Д. Орловского, запечатлевшее Кисловодск 1880-х годов.

Подавляющее большинство произведений, сформировавших музейное собрание, поступало из частных коллекций. Это стало главной отличительной особенностью музея, остающейся неизменной на протяжении всех лет его существования. Среди этих людей — наследники передвижников, составлявших окружение семьи Ярошенко и его друзей; художники, коллекционеры, ставшие друзьями музея. Их вклад трудно переоценить. В экспозиции они представлены именами М.П. Сокольникова, М.И. Корниловской, Е.К. и М.К. Столица из Москвы; А.И. Шустера и Б.М. Штерна из Санкт-Петербурга; Э.Л. Фишкова из Абхазии, Б.Б. Свешникова из Киева, М.Г. Штэк из Пятигорска, кисловодчан А.Ф. Поляковой, Н.М. Брагина, А.Р. Кузнецова и других.

Настоящая выставка является свидетельством высокого уровня художественной коллекции музея, ее значимости и ценности, являясь одной из важных составляющих общегосударственной сокровищницы страны.

И.Н. Кириленко главный хранитель

 

Оставить комментарий