Поделиться новостью

Алексей Михайлович Корин

(1865-1923)

 

Его предназначение было определено с самых ранних лет: он принадлежал к знаменитому древнему роду палехских иконописцев и всю свою жизнь посвятил искусству, оставив большое творческое наследие.

Алексей Корин родился 16 марта 1865 года в селе Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии, в семье палехских крестьян-иконописцев. Дед, Николай Илларионович, владел мастерской иконописи и был известным в округе мастером палехской миниатюры. Увлечение рисованием пришло к Алексею в раннем детстве. Первым учителем будущего живописца был его дядя, художник Дмитрий Николаевич Корин, отец известных  живописцев Михаила, Александра и Павла Кориных.

С 1875 по 1876 год Алексей  проходил обучение в школе при иконописных мастерских Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад, затем обучался в иконописной мастерской Шокорева в Москве, но проучился там не долго. В 1884 году А.М.Корин  поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала вольнослушателем, а затем в основной состав учащихся в головной класс, так как был хорошо подготовлен по рисунку и живописи. Его учителями были известные педагоги: братья Сорокины, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов. Живописные и графические работы молодого живописца неизменно заслуживали высших оценок. В 1889 году А. Корин за картину «После обедни» получил большую серебряную медаль и звание классного художника живописи. В этом же году с группой художников, среди которых был и Левитан, выезжал на пленэр на Волгу, в город Плёс. В последующие годы часто жил и работал в Плёсе, многократно увековечивая его в своих произведениях.

В 1890-х годах художник много и плодотворно работает, создавая пейзажи, портреты и жанровые композиции. Его живопись свободна и  красочна. Его произведения были замечены московскими и петербургскими рецензентами. Особенно выделяли «Утро в монастырской келье» «Ранняя весна», «Деревня Лазарево», «Опять провалился»  и многие другие.

В 1891 году Корин впервые участвует в выставке Товарищества передвижных художественных выставок, а в следующем году экспонирует на ХХ выставке «передвижников»  картину «Больной художник», получившую высокую оценку коллег-живописцев, любителей и критиков. О ней много писали в прессе, ее обсуждали как друзья-художники, так и старшие товарищи по объединению. И.Е. Репин сообщал Л.Н. Толстому: «Картина Корина Больной художник перед холстом — превосходная вещь». Он же в письме П.М. Третьякову похвалил картину: «… очень хорошая вещь, одна из самых лучших; и полна выражения, и нарисована, и написана мастерски». А вскоре, 13 марта 1892 года, П.М. Третьяков приобретает картину для своей художественной галереи. Московский журнал «Артист» покупает право на воспроизведение работы «Больной художник».

Вот как спустя многие годы в своих воспоминаниях отзывался о работе близкого друга художник В.Н. Бакшеев: «…в Третьяковской галерее у Корина есть картина «Больной художник». Превосходная картина. Это не только внешний портрет больного художника, это образ художника, который живет и дышит искусством, глубоко переживая то, над чем работает…».

1 октября 1894 года Алексей Михайлович Корин «постановлением его императорского высочества, августейшего попечителя Училища живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества, великого князя Сергея Александровича определен в должности преподавателя рисования и живописи Училища».

У Я.Д. Минченкова, художника, мемуариста, остались следующие воспоминания о том времени: «Пожалуй, никто из преподавателей Московского училища живописи не пользовался среди учащихся такой симпатией, как Корин. В его натуре была необычайная теплота, скромность и искренняя готовность оказать всяческую помощь ученикам. Он никогда не сердился, не повышал тона, а, указывая на ошибки ученика, как будто советовался с ним о мерах для исправления недочетов, не прибегая к своему преподавательскому авторитету». Алексей Корин преподавал в звании профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества до 1917 года, воспитав не одно поколение художников.

После Октябрьской революции художник  окончательно поселился в деревне Марьино под Клином в Тверской губернии, где у него была своя  мастерская,  и где он продолжал неустанно трудиться, несмотря на проблемы со здоровьем. В конце 1922 года Алексей Михайлович тяжело заболевает и 13 февраля следующего года умирает. Его похоронили на маленьком деревенском кладбище, недалеко от дома.

В апреле 1923 года на своей последней 48-й выставке Товарищество «передвижников» почтило память художника — члена Товарищества с 1895 года — посмертной экспозицией из 35 работ.

Яркий представитель «московской школы живописи»  А.М. Корин одинаково полно выразил себя в разных жанрах: в бытовой картине, портрете, пейзаже, увлеченно занимался книжной иллюстрацией, участвовал в реставрации церквей и храмов по всей России и за рубежом. Так, сохранившиеся фрески его работы в храме-памятнике Александра Невского в  Софии, представляют уникальный образец русской монументальной живописи конца XIX — начала XX века. В качестве представителя Московского археологического общества А.М. Корин входил в состав Особой и Исполнительной комиссий по ремонту и реставрации Большого Московского Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля, реставрировал иконопись и фрески Троице-Сергиевой лавры. Тем не менее, любимым жанром художника всегда оставался пейзаж. Плес, Палех,  Марьино — вот основные мотивы его пейзажных этюдов, всегда бесхитростных и задушевных.

Произведения художника находятся во многих  музейных собраниях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Плесском музее-заповеднике и др.

В музее-усадьбе Н.А.Ярошенко творчество Корина представлено работами: «Голова старухи» (1896);

Дом с крылечком

«Дом с крылечком» (1898)

 

«В поле» (1910) – поступившими  в дар от дочери художника Н.А.Кориной (Москва); «Швея» (1900)- поступила от В.В. Секлюцкого (Кисловодск);

 

Переправа на Волге

«Переправа на Волге» (1898) – от Л.В.Фроловой (Ленинград)

 

Герои этих произведений не вымышленные персонажи, а реальные люди.  Полотна, написанные непосредственно с натуры насыщенными и светоносными красками, исполнены в свободной живописной манере, отмечены особой тонкостью чувств и совершенством живописного мастерства.

 

 

Оставить комментарий