«…в них была радость жизни»

О Кустодиев, Кустодиев!

1878 — 1927

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал он впоследствии, — был как на ладони… Это были живые типы Островского…». Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. В 9 лет он бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Разве мог он представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет в 1903 году: «О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу…»

Кустодиев приносит с собой эпоху возрождения, феерическую вспышку возможностей в «рассказе» через живопись. В творчестве Б.М. Кустодиева русская провинция становится воплощением поэтической стихии народной души, воспринятой через фольклор, он утверждает эстетическую ценность, национальную самобытность России.  Кустодиевская живопись звучит как мощный хорал во славу овеянной сказочной дымкой России. Жеманность и лубочная чувствительность  сплетается в нём с пониманием в духе Островского русского уютно-коробочного быта. Он варьирует материал: лепит, пишет темперой, акварелью, отсвечивает контуры своих розовых купчих.

Жанровые произведения, созданные художником, рисуют мир людей, живущих в небольших уездных городишках: «Ярмарка» (1906), «Городок» (1915), «Христосование» (1916) и др. Одна из самых значительных картин «Масленица» (1916), продолжающая тему народного праздника.

Однако существует еще и совсем другой живописец Кустодиев —  Кустодиев-портретист. «Похожий портрет — это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности» – писал Б.М. Кустодиев.

Художник работал в самых разных техниках:  масляными красками, темперой — по холсту, цветными карандашами, углем, пастелью — по бумаге.  Работал легко, в светлом настроении. В начале сеанса развлекал свою модель шутками, рассказами, вызывая нужное ему самочувствие. А сам тем временем присматривался к человеку, к его характерной позе, жесту, ловил поворот головы, манеру сидеть. Вдруг неожиданно бросал: «А теперь помолчите минутку…». И несколькими мазками делал, как не раз говорили его модели, «до того мое выражение, так похоже…».

Интересна история создания портрета Федора Ивановича Шаляпина. Он задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила» — драму из купеческой жизни по мотивам пьесы «Не так живи, как хочется». Шаляпину очень хотелось, чтобы эскизы декораций и костюмов выполнил Кустодиев, и сам отправился на переговоры. Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом (так теперь ему приходилось работать, к тому времени художник передвигался только в инвалидной коляске из-за паралича ног вследствие тяжёлой болезни), и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца. Но только в первые несколько минут. Шаляпин вспоминал:
«Он поразил меня своей духовной бодростью. Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы…
А пока что попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно такая богатая. Приятно ее написать..

Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Пластические качества картины превосходны. Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица — зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гуляния, узорами инея. Во всей этой декоративной шири не потух, не стерся Человек, Артист…

Сложностью, выпуклостью характеров отмечены  портретные работы Кустодиева, ему ничего не стоит добиться внешнего сходства, но он умеет достигать большего — сходства внутреннего, духовного, психологического. В этом ценность портретного наследия художника. В фондах музея-усадьбы Н.А. Ярошенко находится его  работа «Портрет молодого человека»:

Б.М. Кустодиев. Портрет молодого человека

 

«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, – любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому» – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». Б.М. Кустодиев

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.