Художникам-ветеранам посвящается

 

Выставка из фондов музея посвящена художникам-ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, тем, кто, в тяжелые военные годы защищали Родину, а в мирное время создавали произведения, вошедшие в художественную сокровищницу отечественной культуры.

Здесь отражена широкая палитра городов. Это Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Саратов, Пермь, Киев, Астрахань и другие. Среди московских художников орденоносец народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР Н.Н. Жуков, присутствовавший в 1946 году на заседаниях Международного трибунала в Нюрнберге. Он был художественным руководителем Студии военных художников им. М. Грекова, где работал ученик Н.А. Касаткина автор картины «Ярошенко пишет «Кочегара» С.П. Викторов, добровольцем ушедший на фронт и сражавшийся до конца войны. Народный художник СССР В.А. Игошев представлен портретом современницы Ярошенко М.Ф. Сталь, бывавшей в их доме и присутствовавшей при открытии музея. В экспозиции один из крупных мастеров графики — профессор М.В. Маторин, до конца жизни преподававший в МХИ им. В. И. Сурикова. В Вене закончилась война для Н.Н. Чебакова, вместе с Бондарчуком работавшим над фильмом «Молодая гвардия».

Разными были боевые пути художников — кисловодчан–орденоносцев лейтенанта стрелкового полка В.Г. Федоровича, гвардии лейтенанта минометной бригады Н.С. Шаулова, командира огневого взвода Южного фронта лейтенанта Ш.З. Байгильдиева, ессентучанина гвардии капитана командира батальона В.С. Барташевича, пятигорчан И.Ф. Горбунова и старшего сержанта Б.Н. Бессонова (участника боев под Сталинградом), ставропольчан П.М. Гречишкина и К.Г. Казанчана, старшего лейтенанта танкового полка В.П. Северова из Георгиевска. Одним из тех, кто освобождал города Северного Кавказа был работавший в газетах Н.З. Трындык из Нальчика. Н.С. Барсамову принадлежит заслуга спасения галереи И. К. Айвазовского, директором которой он был. До предела истощенным в концлагере закончил войну попавший в плен под Харьковом астраханец Ф.Ф. Щукин. Не вернулся с фронта молодой живописец А.К. Евдаков.

Художники, прошедшие войну, значительную часть своего творчества посвящали теме мирной жизни. Особую ценность и смысл обретали для них тепло домашнего очага, образы современников, красота родной природы. Тема русского деревенского мотива звучит в «Интерьере смоленской избы» В.Г. Федоровича. Проникнуты волнующим предчувствием возрождения природы пейзажи «Весенний день» Б.В. Болдырева, «Утро» К.Г. Казанчана, И.В. Евстигнеева «В конце апреля». Эффектной красотой и звучностью красок привлекает пейзаж «Теберда. Клухорское озеро» П.М. Гречишкина. Суровым величием и загадочностью вечности исполнен пейзаж «Чегемское ущелье» В.С. Барташевича. «Природа быстро залечивает нанесенные боями раны». Эти слова принадлежат известному художнику профессору, искусствоведу и историку, автору книг по изобразительному искусству Е.И. Востокову – боевому генерал-майору.

Всматриваясь в работы художников-ветеранов, ощущаешь в них мощное духовное начало, жизнеутверждающую силу и надежду на мирное счастливое будущее.

 

Кириленко И.Н. – главный хранитель Мемориального музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко

 

Оставить комментарий