«…я мог отдать силы своему настоящему призванию…»

Михаил Васильевич Нестеров

(1862-1042)

 

Нестеров – выдающийся представитель русского символизма и модерна, ведущий мастер религиозной живописи «серебряного века». Ему удалось создать поэтические религиозные образы, а также острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры.

Михаил Васильевич в своих воспоминаниях пишет:
«Род наш был старинный, купеческий: Нестеровы шли с севера, из Новгорода, Ростовцевы – с юга, из Ельца… Отец не противился, отдавая меня в Училище живописи, пустить меня по пути ему мало симпатичному, мне же столь любезному, благодаря чему моя жизнь пошла так полно, без насилия над самим собой, и я мог отдать силы своему настоящему призванию. Еще задолго до смерти отец мог убедиться, что я не обманул его доверия»

Время шло и в 1877 году мальчика отдали в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где определяющую роль играли крупнейшие художники‑реалисты – Перов, Саврасов, Прянишников.

В 1881 году Нестеров уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Ему казалось, что там он сможет получить более серьезную профессиональную подготовку. Но в Академии Нестеров не нашел того, к чему стремился и уже  весной следующего года возвратился в Москву.

В 1885 году Нестеров женился на Марии Ивановне Мартыновской.

22 мая 1886 года родилась дочь Ольга, а через семь дней Мария умерла. Потрясенный художник задумывает картины, посвященные ее памяти. Сам Михаил Васильевич многое в своем творчестве склонен объяснять этим трагическим событием. Под старость он писал: «Все пережитое мною тогда было моим духовным перерождением, оно в свое время вызвало появление таких картин, как «Пустынник», «Отрок Варфоломей» и целый ряд последующих, создавших из меня художника, каким остался я на всю последующую жизнь».

На вырученные за картины деньги Нестеров едет за границу, изучает великих мастеров прошлого в городах Италии, в Париже и Дрездене.

Вернувшись, он поселяется в деревне недалеко от Абрамцева и приступает к работе над новой картиной – «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890). В девяностые годы Нестеров создал еще несколько полотен, посвященных Сергию Радонежскому.

С начала девяностых годов начинается длительный период, когда Нестеров в основном занимался храмовой живописью. Пятнадцать лет провел художник на лесах различных церквей и соборов. По его эскизам выполнены росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем В.М. Васнецова, мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894–1897), росписи церкви храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), храма Марфо‑Мариинской обители в Москве (1908–1911).

25 сентября 1898 года художник был избран академиком живописи. В июле 1902 года Нестеров вступает в брак второй раз. Его избранницей становится Екатерина Петровна Васильева. Жениху – сорок лет, невесте – двадцать два. «Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна, по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек», – писал о ней Михаил Васильевич. Свадьбу сыграли в Кисловодске на даче уже покойного Николая Александровича Ярошенко.

В 1905–1906 годах был создан первый портретный цикл художника, принесший ему славу одного из самых серьезных своеобразных портретистов начала века. Среди них достойное место занимает портрет

М.В. Нестеров Н.А. Ярошенко в саду
Н.А. Ярошенко в саду

написанный в один из приездов Нестерова в Кисловодск…

После 1907 года художник возвращается к старым мотивам, в его произведениях снова появляется образ человека, ушедшего от мирской суеты, посвятившего свою жизнь религии («Схимник», 1910; «Лисичка», 1914).

Гражданская война надолго отрезала Нестерова от Москвы, он был в Уфе, тяжело болел в эти годы и не мог заниматься любимым делом в полную силу. Только в 1920 году художник перебрался в Москву. Нелегким было его материальное положение.

Не приняв революцию, разрушившую все базисные для него духовные ценности, Нестеров, тем не менее, воздерживался от какого‑либо протеста и жил исключительно творчеством.

Его положение отныне двойственно. С одной стороны, он окружен уважением как ветеран русского искусства, с другой – работает в условиях строгой цензуры. Христианские сюжеты допускаются лишь на «экспортные» выставки, даже единственная после революции персональная прижизненная выставка мастера (1935) устраивается как шестидневное мероприятие закрытого типа.

Умер Нестеров 18 октября 1942 года…

 

Роль Нестерова  в судьбе усадьбы Ярошенко

Своими душеприказчиками Мария Павловна Ярошенко назначила  Михаила Васильевича Нестерова и петербургского присяжного поверенного Н.Н. Тычино.

По давнему соглашению супругов Ярошенко их имущество, усадьбу в Кисловодске душеприказчики должны были продать, а на вырученные деньги построить в художественное училище, учредить премию для талантливой молодежи, построить туберкулезный санаторий.

Однако из-за  предреволюционной ситуации завещание было исполнено лишь частично.

Сам М.В. Нестеров в воспоминаниях рассказывал, как летом 1918 года получил телеграмму из Кисловодска, в которой его просили обратиться в Москве к кому-либо из правительства и ознакомить с положением дела усадьбы Ярошенко: «Мне советовали обратиться с этим делом к Надежде Константиновне Крупской, что я и сделал. Она приняла меня, внимательно выслушала и сказала, что к восстановлению порядка в усадьбе Ярошенко будут приняты меры. Через какое-то время я получил письмо из Кисловодска, в котором мне сообщили, что по распоряжению В.И. Ленина, который, как и Н.К. Крупская, любил и ценил Ярошенко, на его могиле было устроено  траурное торжество, говорились речи, посвященные его памяти, а затем огромная процессия двинулась к дому Ярошенко.

Первый музей был создан в 1918 году, была сохранена обстановка Белой виллы. Книги Н.А. и М.П. Ярошенко легли в основу первой в Кисловодске Народной библиотеки. Но музей и библиотека просуществовали недолго. Они были разграблены и ликвидированы в гражданскую войну.

В коллекции музея Ярошенко  представлено творчество  трех поколений семьи Нестерова. Сам художник представлен этюдным материалом к его известным картинам, пейзажами, двумя портретами. Интересна коллекция работ его дочери Ольги Михайловны Нестеровой-Шретер, а также внучки – Ирины Викторовны Шретер. Картины семьи Нестеровых занимают отдельный зал флигеля «Передвижники»

М.В. Нестеров Алеша Нестеров
М.В. Нестеров Алеша Нестеров
М.В. Нестеров Окрестности Кисловодска
М.В. Нестеров Окрестности Кисловодска
М.В. Нестеров Портрет Н.М. Нестеровой
М.В. Нестеров Портрет Н.М. Нестеровой

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.