Живописец русской деревни

Николай Петрович Богданов-Бельский 

(1868-1945)

 

Русский художник, академик и действительный член Императорской Академии художеств, председатель Общества имени А.И. Куинджи, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Николай Петрович Богданов-Бельский  родился 8 декабря 1868 года в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области). Первая часть фамилии художника появилась по причине того, что незаконнорожденный сын  крестьянки не мог претендовать на настоящую фамилию своего отца. Поэтому он стал Богдановым – «Богом данным». Зато у второй части происхождение куда более благородное — она появилась по названию родного уезда в 1905 году, при получении художником звания академика. «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”» – так описывает появление на свет ее обладатель.

А начинал свой путь будущий живописец  деревенским пастухом. Выходя в поле с коровушками, бедный пастушок Николка  любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах. Рисунки и фигурки доморощенного художника заметил профессор С.А.Рачинский, который в то время оставил университетскую кафедру в Москве и занялся в родном Бельском уезде устройством школы для крестьянских детей.  В этой школе в селе Татеве и обучался будущий художник. С.А.Рачинский, заметив незаурядный природный дар Николая, стал его попечителем  и решил сделать все возможное, чтобы развить наметившийся у него художественный талант.

В своих воспоминаниях Н.П. Богданов-Бельский писал: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Сначала опекун определил его на обучение в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, назначив содержание 25 рублей – настоящее состояние по тем временам для безродного крестьянского мальчика. А затем помог попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Учителями Богданова-Бельского  были В.Д. Поленов, И.М. Прянишников,  Е.С. Сорокин, В.Е. Маковский. Работы юного живописца привлекали внимание, отмечались наградами. Увидев его пейзаж «Еловый лес» на московской выставке, где впервые участвовал юноша, профессор В.Д. Поленов заметил: «В вашей картине меня пленяют простота и внутренняя красота пейзажа. Ваш лес живет и дышит – это главное». «Еловый лес» купил известный фабрикант и коллекционер картин В.Г. Сапожников.

В 1889 году Николай Петрович представил работу «Будущий инок» в экзаменационный комитет и получил за нее Большую серебряную медаль и звание «классного художника». Выпускная работа была куплена К. Т. Солдатёнковым, а после того как её перекупила императрица Мария Фёдоровна, Богданов-Бельский стал модным востребованным живописцем.

С 1890 года художник принимал активное участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок,  а с 1895 года стал членом Товарищества. «Выставки эти, – писал Богданов-Бельский, – имели громадный успех. Между обществом и нами была полная гармония, одни и те же интересы, одна идеология объединяла нас». В эти  годы Н.П. Богданов-Бельский живет в Петербурге, обучаясь в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у И. Е. Репина. Активно  участвует в выставках. Работы художника публикуют журналы «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба», приобретают Третьяковская галерея, Русский музей и другие художественные музеи России. Он имеет достаточно средств, чтобы поехать в Европу на обучение.

Богданов-Бельский выбирает Париж, учится  в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси, работает с Е. Лансере и А. Бенуа. Затем путешествует по Германии и Италии. В 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств.

С 1913 по 1918 год Богданов-Бельский был председателем Общества А.И. Куинджи, который в 1910 году завещал обществу свой почти миллионный капитал. На эти средства оно устраивало выставки, художественные конкурсы, награждало лучших учеников Академии художеств, помогало армии в Первую мировую войну.

Революцию 1917 года Николай Петрович не смог понять и принять. В 1921 году  вместе с женой Натальей Топоровой уехал в Ригу. Он писал Илье Репину: «Из того, что я написал за эти четыре года (1917–1921), ничего не было выставлено в России. С большими трудностями и ухищрениями всё это мне удалось вывезти в Ригу, где я живу с 15 сентября 1921 года». В Латвии творчество Богданова-Бельского оказалось востребованным. За два десятка лет в Риге были проведены 7 персональных выставок, не считая многочисленных совместных с другими художниками экспозиций. Ему рукоплескали во Франции, США, Германии, Польше, Эстонии и прочих странах, где критики и коллекционеры с интересом встречали работы Богданова-Бельского. Здесь его ожидала и новая любовь. После того, как Наталья Топорова покинула Латвию, у Богданова-Бельского завязался роман в письмах с Антониной Эрхард. Эпистолярные отношения длились целых десять лет, по прошествии которых пара обвенчалась в православном Христорождественском соборе в Риге. В конце войны жена художника – прибалтийская немка – увезла его в берлинскую клинику на операцию. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н.П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен  на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Николай Петрович был многоплановым художником. Мастер парадно-салонных портретов представителей петербургской знати,  членов императорской семьи и самого императора Николая II,. он  особо любил работать над жанровыми картинами. Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Его увлекала  тема простого деревенского быта, особенно нехитрые сценки из жизни крестьянских детей.

«…В творчестве каждого знаменитого художника среди множества тем всегда можно выделить ту, которая более всего волновала, была самой близкой его душе. Так было и у Николая Петровича Богданова-Бельского. Даже передвижнический период, поставивший его в один ряд с самыми известными художниками России, преломился в сознании живописца особым образом. Нет в его работах привычного «бичевания пороков», присущего критическому реализму, — движущей силы  раннего передвижничества, нет сарказма и назидания. Есть светлая любовь к крестьянским детям.»

(Из книги-альбома Нины Лапидус «Богданов-Бельский»)

Художник не оставил потомков, но и сегодня продолжают жить сотни запечатленных им образов детей…

Крестьянские дети
Крестьянские дети. Этюд к картине 1915 г. «Переправа» (Пост.в 1961 г. из санатория им.Шаумяна, Кисловодск).
Крестьянский мальчик
Крестьянский мальчик. 1908. (Пост. в 1964 г в дар. от А.В. Смольянникова, Москва)
Мальчик, раздувающий самовар.
Мальчик, раздувающий самовар. 1886.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.