«Летом» — утраченная картина художника








В 1896 году на 24-й выставке Товарищества передвижников Н.А. Ярошенко (1846 – 1898) представил двенадцать полотен, включая знаменитую картину «Летом», которая стала ярким примером его живописного мастерства. Это произведение было наполнено солнечным светом и романтикой, оно передавало настроение летнего дня и вызывало чувство возвышенности и радости.

 

Лентом

 

Впоследствии картина экспонировалась на посмертной выставке Н.А. Ярошенко, которая прошла в 1898 году и в 1899 году. «Летом» была частью собрания Полтавского художественного музея и исчезла во время Великой Отечественной войны. Сегодня её судьба и местоположение неизвестны. Сохранилось только изображение, которое было воспроизведено в иллюстрированном каталоге XXIV выставки товарищества передвижников и в альбоме «Н.А. Ярошенко (1846 – 1898), его жизнь и произведения».

Единственная натурная работа, которую можно связать с этой картиной, это этюд «Полевые цветы», который хранится в музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко в Кисловодске.

 

 

Картина «Летом» отличается поэтичностью и принадлежит к числу наиболее удачных пленэрных произведений, созданных художником в период его пребывания в Кисловодске. Сегодня установлено, что моделью для картины послужила женщина по имени Евгения Константиновна Бондарева. Она проживала в городе Кисловодск и была знакома с художником. Воспоминания о ней были опубликованы в книге В.В. Секлюцкого под названием «Николай Александрович Ярошенко».


«Я позировала Ярошенко…»

«Кисловодск я хорошо помню с 1886 года. Это был маленький, простенький курортик, каким трудно его себе представить сейчас. О санаториях тогда и понятия не имели. Лучшем местом была Тополевая аллея, состоявшая из могучих деревьев-великанов. Лечебный сезон открывался 1 июня, а заканчивался 1 октября. Над гротом Лермонтова, в парке, возвышалась так называемая «Казенная гостиница», нечто вроде клуба. Там устраивались танцевальные вечера, ставились спектакли и давались концерты. На пустынных окраинах Кисловодской слободы бродили волки. Ночью слышался их вой…На раз мне приходилось слышать о ночных набегах немирных горцев. Лошадиный топот, стрельба, сопровождаемые гиканьем и криками. Спешно запирались ворота, закрывались ставни, двери, гасили свечи и керосиновые лампы. Было жутко.

За Тополевой аллеей, у шоссе, были построены станция дилижансов и почта. На этой станции семья Ярошенко часто встречала своих гостей, среди которых было немало русских знаменитостей. Хорошо помню художника М.В. Нестерова с дочерью, Станиславского и Книппер, Шаляпина и Собинова. Часто из дома Ярошенко слышалось пение, музыка и оживленные разговоры. Мне было тогда 16 лет…

Однажды, будучи у них в гостях, я присела во дворе у стога сена. Николай Александрович увидел меня и попросил, чтобы я ему позировала в таком состоянии своего отдыха. Мне было приятно такое предложение художника, и я охотно согласилась. Я должна была сидеть с соломинкой во рту, прислонившись к стогу сена. Писал Николай Александрович с жаром и увлечением. Но конца картины я не видела, так как должна была ехать учиться. Слышала позднее, что картина «Летом» получилась хорошей, экспонировалась на передвижной выставке и была приобретена, но кем – неизвестно…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.