В собрании Кисловодского художественного музея Н.А. Ярошенко хранится небольшой этюд кисти известного русского художника баталиста — Василия Васильевича Верещагина. Эта работа поступила в коллекцию в 1986 году в дар от московского коллекционера Д.М. Аксельбанта. Этюд под названием
можно видеть в постоянной экспозиции раздела «Передвижники», но в окружении достаточно большого количества работ часто маленькие этюды ускользают от внимания. «Одна картина» или, как в данном случае, точнее, «Один этюд» — замечательный повод вспомнить об авторе — художнике уникального дарования.
В.В. Верещагин (1842-1904) — современник Н.А. Ярошенко и есть общие точки в их судьбах-оба получили военное образование, Верещагин, закончив Морской кадетский корпус, учился также в Петербургской Академии Художеств, затем в Париже. Много рисовал с натуры, как и Ярошенко, приезжал на Кавказ. Но впоследствии жизнь Верещагина была наполнена как участием в разнообразных военных событиях, так и отражением этой темы в искусстве.
В 1876 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана состоять при нем художником. За участие в обороне Самаркандской крепости Верещагин был награжден Орденом Святого Георгия 4 степени.
Поездки в Туркестанский регион, в Сибирь, Западному Китаю, Киргизию находят отражение в огромном ряде картин из которых наиболее известна картина-символ «Апофеоз войны»(1871). Личное участие в военных операциях в ходе завоевания Туркестана дало материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Окружили», «Преследует», «Напали врасплох» и других картин Туркестанской серии, выполненных художником в Мюнхене в 1871-1874 гг.
Первая масштабная выставка состоялась в Петербурге в 1874 году. Верещагин имел тогда много упреков со стороны государственных чинов-за отсутствие триумфальных сцен, победных атак. Верещагин изображал обыденные сцены,с документальной объективностью рисующие военный быт, безвестных героев-солдат,израненных и погибающих. «Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною…» — писал художник. Его картины воздействовали правдой отстраненного взгляда на военные события как на зло, происходящее в мире по вине людей.
Упрекали Верещагина и за яркие краски, что было нетипично для живописи Академии, но И.Н. Крамской назвал Туркестанскую серию успехом русской школы, а П.М. Третьяков купил ее для своей галереи. Впоследствии Императорская Академия присвоила художнику звание профессора, но Верещагин отказался, считая «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».
Дальнейшая жизнь и творчество Верещагина — путешествия в Индию, на Балканы, участие в действующей Армии-все рождает огромное количество батальных картин. «Дать обществу картины настоящей войны нельзя,…нужно самому все прочувствовать и проделать-участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… нужно не бояться жертвовать своей кровью,…иначе картины будут не то…»
Участие в военных событиях на Балканах, многочисленные поездки в Палестину, Сирию, в Америку, Японию, а также по русским городам, вся насыщенная впечатлениями жизнь художника находит отражение в многочисленных полотнах, где с объективностью документа изображается увиденное и пережитое художником.
Цикл картин, посвященных войне 1812 года (20 полотен, изображающих битвы, сражения, сцены разных эпизодов войны), работы, написанные во время путешествий по России, поражают нас как многообразием впечатлений, так и художественными приемами, основанными на преобладании рисунка и насыщенности локальных цветовых отношений. Художник продолжал постоянно работать вплоть до последней поездки 1904 года, когда погиб во время военных действий у берегов Порт-Артура.
Этюд из кисловодского собрания относится к периоду расцвета творчества Верещагина, во время работы над Балканской серией картин. Одна из картин, к которой был сделан этот этюд называется «Башибузуки» (Два ястреба). Башибузуки — название нерегулярных военных отрядов в Османской Империи.
Они были известны своей жестокостью, мародерством, недисциплинированностью, чинили насилие. Карательная деятельность башибузуков описана В. Соловьевым в повести «Три разговора», написанном на документальной основе. На этюде на переднем плане изображены фигуры сидящих связанных пленных башибузуков, а вдали видна фигура со спины — охраняющего часового. Можно предположить, что в этом этюде определилось композиционное решение будущей картины, расположение и ракурс показа как связанных фигур, так и стоящего часового.
Интересная композиционная особенность — художник максимально точно старается изобразить обмундирование башибузуков: из-за кушаков их торчит оружие, т.е.они не были разоружены, хотя их взяли в плен, и их ждала смертная казнь. Отличавшийся точностью и детальностью реалистического изображения, Верещагин, возможно, допускает это противоречие, увлекаясь задачей как можно точнее, с этнографической тщательностью, в этюде, а затем и в картине запечатлеть важные для него и характерные детали облика пленных и их обмундирования. Написанная впоследствии картина «Два ястреба» в настоящее время находится в Киевском музее Русского искусства.