Разговор с природой

 

Гречишкин П.М. Уголок мастерской
Гречишкин П.М. Уголок мастерской

К 100-летию со дня рождения
Павла Моисеевича Гречишкина

 

«…Жил в одиночестве среди дикой природы…
…И когда на горизонте появлялись люди,
я убегал: они мешали моему разговору с природой»

 

17 января в 14.00 в “Мемориальном музее-усадьбе художника Н. А. Ярошенко” состоится открытие выставки — “Разговор с природой”, посвященной 100-летию со Дня рождения П. М. Гречишкина.

 

         П.М. Гречишкин (1922-2009) – заслуженный художник России, один из самых известных художников Ставрополья — родился 16 января 1922 г. в с. Татарка (близ г. Ставрополя). На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов.

Не имея профессионального художественного образования, П.М. Гречишкин сумел овладеть искусством живописного мастерства. Удивительно проникновенно художник исследовал, учась, пейзажную классику – живое переживание прекрасного сочетается у него с тончайшим пластическим анализом: «Идеал для меня – Левитан!» Не случайно, пейзажи Павла Моисеевича, воспевающие красоту родной земли, свидетельствуют о причастности к традициям русской пейзажной живописи. Это чувствуется как в выборе самого пейзажного мотива, так и в характере, творческой манере исполнения пейзажа.

Работы, хранящиеся в музейной коллекции, были написаны в 1960-70-е годы. «Ива на пруду», «На Адриатике»,

Гречишкин П.М. На Адриатике
Гречишкин П.М. На Адриатике
Гречишкин П.М. Ива на пруду
Гречишкин П.М. Ива на пруду

«В окрестностях Полтавы» отличаются мягкой и спокойной интонацией, фактурностью, тонкой гармонией красок. Автор, как правило, избегает ярких и насыщенных цветовых отношений, погружая нас в тонкую гармонию холодных тонов.

Наиболее привлекательным для Гречишкина был всегда кавказский пейзаж. «Теберда. Клухорское озеро», «В ущелье Бу-Ульген» — художник создает реалистически точную величественную картину с проплывающими у подножья гор облаками, с ясностью и чистотой голубого неба, бирюзовой прозрачностью вод.

Эволюция развития живописной манеры художника в 1970-е годы ощущается в работах «Ледник. Гора Бжедух», «Горное пастбище», «Ущелье Узункол», где романтика пейзажного мотива во многом определяется широкой, экспрессивной манерой мазков — энергичных и пастозных. Упрощение форм элементов пейзажа, грубоватые широкие фактурные мазки придают особую экспрессию восприятия пейзажа. В целом, его пейзажам присуща романтическая интонация, театральная эффектность изображенного мотива. Его палитра, жизнеутверждающая и мажорная, звучит торжественным звучным аккордом – гимном совершенству творения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.