Той дальней войной сердца опалены

«Война и искусство»

70-летию Великой Победы посвящается

 

Основная тема выставки – Великая Отечественная война в жизни страны и ее народа в произведениях изобразительного искусства. Все меньше остается тех, кто, не щадя жизни, ковал Победу, дорогой ценой оплачивая наше будущее. Тем важнее и сегодня, спустя уже 70 лет, когда выросли новые поколения народа-победителя, сказать слова признательности тем, кому мы обязаны жизнью, вспомнить навсегда ушедших и низко поклониться им.

Война стала одной из ведущих тем для многих художников-ветеранов. Работы московских художников Е.Т. Зубехина, А.И. Интезарова, Р.А. Кобозева, Е.Г. Кожанова, П.П. Кучерова, Б.В. Смирнова отражают разные периоды Великой Отечественной. Самое ее начало – страшное время эвакуации, огромного массового перемещения народа в тыл – передает трагическое полотно Р.А. Кобозева «Сорок первый год». Военный парад на Красной площади, с которого солдаты отправлялись прямо на фронт, запечатлен на картине П.П. Кучерова «Москва. 7 ноября 1941 года». О том, что советская армия несла свободу другим народам, рассказывает полотно А.И. Интезарова «День Победы. Болгария». Художник-монументалист Студии им. Грекова, он является автором целой серии работ, посвященной этой теме.

По-разному художники рассказывали о Победе. Осмысливая прошлое, они нередко воплощали его в символических образах. Могучим богатырем, наделенным огромной силой и в то же время добротой, воспринимается солдат-освободитель на картине Е.Г. Кожанова «Май 1945-го», что заставляет вспомнить образы героев русских былин. Потрясающей силой драматизма, обжигающим накалом чувств проникнута пастель известного художника Е.А. Кацмана «Защити», где гармонично слиты воедино идея и художественные средства. Это присуще и работе Е.Т. Зубехина «У могилы однополчанина». Предельно лаконично художник достигает максимальной глубины и выразительности, передавая всю разрывающую сердце боль невосполнимой утраты.

Блокадники всю жизнь бередили сердце С.Г. Невельштейна, служившего начальником команды противовоздушной обороны Ленинграда. Один из таких образов – женщина на портрете «Ленинградка. 1942 год». Тема войны занимала значительное место в творчестве С.А. Ротницкого. Ополченец, защитник Ленинграда, он запечатлел события, непосредственным участником которых был сам. Эскиз «Сороковые огневые» воспроизводит один из таких эпизодов войны. Среди тех, кто принимал участие в боях за Ленинград, был кисловодский художник А.А. Попов, автор многих работ на военную тему. Выразителен созданный им образ ветерана Л.Ф. Филимонова – защитника Гангута и Ленинграда, представленный на выставке.

Разными были боевые пути кисловодчан А.С. Бочарова, Б.К. Гильмана, В.Г. Федоровича, А.В. и Б.В. Болдыревых. По-разному они воплотили войну и в своем творчестве. По воспоминаниям фронтовых и послевоенных лет написаны работы В.Г. Федоровича «Портрет партизанки Азаровой» и «Возвратился». Напряженно драматичны картины братьев А.В. и Б.В. Болдыревых. Их «Севастопольский набат» звучит как грозный реквием. Трогателен пронзительной душевной болью образ матери в работе Б.К. Гильмана «Память материнская». Как символ преклонения перед погибшими, воспринимается полотно А.С. Бочарова «Раненое знамя». В нем воплотились мужество, потрясающая сила долга, и как бы обращенная в вечность, святость фронтового знамени.

Глядя на картины, посвященные войне, ощущаешь то объединяющее духовное начало, которое сплачивало народ огромной страны, и которое так необходимо всем нам сегодня.

 

Кириленко И.Н. – главный хранитель Мемориального музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко

 

солдат           ленингр          стар            photo2

      солдат1    мать

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.