Той дальней войной сердца опалены

«Война и искусство»

70-летию Великой Победы посвящается

 

Основная тема выставки – Великая Отечественная война в жизни страны и ее народа в произведениях изобразительного искусства. Все меньше остается тех, кто, не щадя жизни, ковал Победу, дорогой ценой оплачивая наше будущее. Тем важнее и сегодня, спустя уже 70 лет, когда выросли новые поколения народа-победителя, сказать слова признательности тем, кому мы обязаны жизнью, вспомнить навсегда ушедших и низко поклониться им.

Война стала одной из ведущих тем для многих художников-ветеранов. Работы московских художников Е.Т. Зубехина, А.И. Интезарова, Р.А. Кобозева, Е.Г. Кожанова, П.П. Кучерова, Б.В. Смирнова отражают разные периоды Великой Отечественной. Самое ее начало – страшное время эвакуации, огромного массового перемещения народа в тыл – передает трагическое полотно Р.А. Кобозева «Сорок первый год». Военный парад на Красной площади, с которого солдаты отправлялись прямо на фронт, запечатлен на картине П.П. Кучерова «Москва. 7 ноября 1941 года». О том, что советская армия несла свободу другим народам, рассказывает полотно А.И. Интезарова «День Победы. Болгария». Художник-монументалист Студии им. Грекова, он является автором целой серии работ, посвященной этой теме.

По-разному художники рассказывали о Победе. Осмысливая прошлое, они нередко воплощали его в символических образах. Могучим богатырем, наделенным огромной силой и в то же время добротой, воспринимается солдат-освободитель на картине Е.Г. Кожанова «Май 1945-го», что заставляет вспомнить образы героев русских былин. Потрясающей силой драматизма, обжигающим накалом чувств проникнута пастель известного художника Е.А. Кацмана «Защити», где гармонично слиты воедино идея и художественные средства. Это присуще и работе Е.Т. Зубехина «У могилы однополчанина». Предельно лаконично художник достигает максимальной глубины и выразительности, передавая всю разрывающую сердце боль невосполнимой утраты.

Блокадники всю жизнь бередили сердце С.Г. Невельштейна, служившего начальником команды противовоздушной обороны Ленинграда. Один из таких образов – женщина на портрете «Ленинградка. 1942 год». Тема войны занимала значительное место в творчестве С.А. Ротницкого. Ополченец, защитник Ленинграда, он запечатлел события, непосредственным участником которых был сам. Эскиз «Сороковые огневые» воспроизводит один из таких эпизодов войны. Среди тех, кто принимал участие в боях за Ленинград, был кисловодский художник А.А. Попов, автор многих работ на военную тему. Выразителен созданный им образ ветерана Л.Ф. Филимонова – защитника Гангута и Ленинграда, представленный на выставке.

Разными были боевые пути кисловодчан А.С. Бочарова, Б.К. Гильмана, В.Г. Федоровича, А.В. и Б.В. Болдыревых. По-разному они воплотили войну и в своем творчестве. По воспоминаниям фронтовых и послевоенных лет написаны работы В.Г. Федоровича «Портрет партизанки Азаровой» и «Возвратился». Напряженно драматичны картины братьев А.В. и Б.В. Болдыревых. Их «Севастопольский набат» звучит как грозный реквием. Трогателен пронзительной душевной болью образ матери в работе Б.К. Гильмана «Память материнская». Как символ преклонения перед погибшими, воспринимается полотно А.С. Бочарова «Раненое знамя». В нем воплотились мужество, потрясающая сила долга, и как бы обращенная в вечность, святость фронтового знамени.

Глядя на картины, посвященные войне, ощущаешь то объединяющее духовное начало, которое сплачивало народ огромной страны, и которое так необходимо всем нам сегодня.

 

Кириленко И.Н. – главный хранитель Мемориального музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко

 

солдат           ленингр          стар            photo2

      солдат1    мать

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.