Автопортрет художника Ярошенко 1895г. ГРМ

Николай Александрович Ярошенко вошел в историю русского искусства, как художник-передвижник, служивший принципам высокой духовности, гуманизма, чести и совести. Прекрасно образованный, знавший в совершенстве несколько иностранных языков Ярошенко пользовался авторитетом и заслуженным уважением среди соратников по искусству, друзей и единомышленников. Несомненно, что отдельными чертами характера Ярошенко,  прежде всего, обязан семейному воспитанию,  построенному на  высоких нравственных принципах.
Способности к рисованию у Ярошенко проявились очень рано, но упорное стремление мальчика заниматься рисованием не наводило взрослых на мысль, что у него может быть талант, который заслуживает внимания и заботы. Родители не представляют иной карьеры для сына, кроме военной, и  в 9 лет определяют его в Полтавский кадетский корпус.
Спустя два года Ярошенко переводят в Петербург в Первый кадетский корпус, окончив его он поступает в Первое Военное Павловское училище (1863 г.).  Из Павловского училища Ярошенко переводят  в Михайловское артиллерийское училище. В эти годы он посещает вечерние рисовальные классы, где его учителем, а затем и другом становится известный художник Иван Николаевич Крамской.
В 1867 году Н.А. Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию, а для завершения своего художественного образования – в Академию художеств.  Молодому художнику приходилось очень трудно. Надо было сочетать занятия в академии художеств с занятиями в Артиллерийской академии, а по окончании последней, с работой на патронном заводе в должности начальника штамповальной мастерской. Требовалась  сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы в подобных условиях довести до конца свое художественное образование.
Вскоре,  по окончании Академии художеств в 1874 г. Н.А. Ярошенко женится на  Марии Павловне Навротиной, ставшей  ему  верной  спутницей  и  другом до конца жизни.  К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами. В петербургской  квартире  Ярошенко  проходили  знаменитые «Ярошенковские  субботы», которые  стали  своеобразным  клубом   прогрессивной  петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые  писатели: Гаршин, Успенский,  Короленко,  художники   Репин,  Куинджи,  Поленов,  Максимов,  артисты Стрепетова,  ученые  Менделеев,  Павлов.
Эту же атмосферу Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались петербургские друзья, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих в  летний сезон на отдыхе и лечении. Из многочисленных гостей достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов.
Устраивались  большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив  коллекцию своих работ большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.
Похоронили Николая Александровича недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на  черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л.В.Позен.

venzel1