Поделиться новостью

Мастер архитектурных и лирических пейзажей
Петр Иванович Петровичев

1874 (село Высоково Ярославской губернии) —  1947 (Москва)

 

«Я учился в начальной сельской школе, и, когда писал диктант, то и там между строками какую-нибудь рожу нарисую. Учитель меня за это ругал: «Что же ты делаешь? Приедет инспектор, попросит тетрадь показать, как работают ученики, а у тебя вот что нарисовано!» Но я все равно не унимался. В конце концов я понял, что мне нужно изображать природу, нужно заниматься искусством…»

Вот так скромный, застенчивый Петр Петровичев, сын «крестьянина-огородника»,  начинал свой творческий путь – с рожиц в учебной тетради.

Петр Иванович Петровичев родился 6 декабря 1874 года в селе Высоково Ярославской губернии, в бедной крестьянской семье.  В  17 лет ему  удалось  устроиться подмастерьем  в Ростовский  музей церковных древностей, где юноша получил первые навыки живописи. У Петра Петровичева не было ни специального художественного образования, ни уверенных навыков – только желание писать. Но ему улыбнулась удача. Случайная встреча с художником В.В. Верещагиным, осматривавшим музей и обещавшим помощь в дальнейшей учебе, окончательно решила его будущее. В 1892 Петровичев уехал в Москву и при содействии знаменитого баталиста поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

С момента открытия пейзажного класса, в 1898 году, начинающему художнику посчастливилось попасть под крыло самого Исаака Левитана. Хотя в 1900 году Левитан скончался, он успел стать для Петровичева не только учителем живописи, но и учителем жизни. Теплую память о мастере Петр Петровичев сохранил на долгие годы. Благодаря своему огромному трудолюбию и тяге к искусству выходец из крестьянской семьи успешно завершил обучение.  В 1903 за картину «Март» («Весенняя дорога») он был  удостоен большой серебряной медали и выпущен из Училища со званием классного художника.

Петровичев много работал, постоянно выставляя произведения на суд зрителя. Показывать свои работы он начал с 1894 еще на ученических выставках. На летние каникулы уезжал в родную деревню и  привозил оттуда множество этюдов. Красота родных мест окончательно определили выбор тематики, а  умело используемые им приемы пастозного письма позволяли создавать произведения оригинального стиля, любимые публикой и легко узнаваемые на вернисажах. Молодой художник искал свой путь в искусстве…

П.И. Петровичев показывает свои работы на выставках Московского общества любителей художеств, «Мира искусства»,  «Союза русских художников», Товарищества передвижных художественных выставок. В феврале 1906 г. на годичном общем собрании Товарищества 19-ю голосами из 25 живописец был избран в члены объединения. В этом же году принял участие в организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства в Париже. Парижская газета писала: «Коровин, Петровичев, Рерих, Юон — пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью». К художнику приходит успех, признание, его картины  приобретаются Третьяковской галереей, Музеем Александра III, Галереей при Академии художеств.

Творческий энтузиазм Петровичева не ослабевал и после революции — в годы гражданской войны, разрухи, голода. Работая в это время в Комиссии по охране памятников искусства и старины, он создал интереснейшую серию интерьеров дворцов-музеев в Кускове, Останкине, Муранове, запечатлев их уникальную ценность. Активно участвуя в жизни страны, художник по-прежнему много писал и выставлялся.  7 октября 1917 в Москве прошла  первая персональная выставка его произведений, имевшая значительный успех. В 1924–1925 произведения мастера экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке.

Важную роль в формировании творческой индивидуальности Петровичева как художника сыграла завидная работоспособность. «Он постоянно находился в пути, в поездках по городам страны и неизменно привозил много работ», — вспоминала его жена Ольга Эрнестовна. Круг своих живописных интересов Петровичев определял так: «Меня всё время увлекала русская старина — древние памятники зодчества, знакомые с далёкого детства. Я многократно бывал в великих русских городах — Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Суздале, Новгороде Великом, Владимире, писал там свои этюды». После таких поездок рождались виды отдельных улочек или целые ансамбли и панорамы. Ему нравилось изображать памятники старины или неприметные дворики небольших городов. Особый интерес он проявлял к сочетанию архитектурных комплексов с живописными уголками природы.

Пейзаж с церковью

Пейзаж с церковью. 1920-е. (Пост. в 1965 г. от В.Я.Андреева. Москва)

        

Усадьба поэта Ф.Н. Тютчева в Мураново

Усадьба поэта Ф.И.Тютчева в Мураново. 1920-е. (Пост. в 1968 г. от Б.Б. Свешникова. Киев.)

 

Пятигорск

Пятигорск. 1917

Помимо художественной деятельности мастер преподавал живопись и рисунок, был в числе организаторов «Объединения художников-реалистов». В годы Великой Отечественной войны, будучи уже в преклонном возрасте, он активно работал в тылу: принимал  участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения. За это был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

В 1944 году состоялась вторая персональная  выставка художника, которая  была приурочена к его семидесятилетию.  Критики отмечали, что со временем его работы стали более обобщенными, утонченные касания кистью уступили в них место широким мазкам. Натюрморты и пейзажи, написанные Петровичевым, выделялись среди подобных картин особой плотностью красочного слоя, материальностью, иногда художник использовал мастихин. В его творчестве нашли отражение поэтическая взволнованность и одухотворенность русской природы. Художник предпочитал спокойные сюжеты, изображая природу на закате, весеннее или утреннее пробуждение мира, родные березы. Его  работы пронизаны радостью жизни, счастьем бытия, особым поэтическим очарованием.

 

Цветущий сад

Цветущий сад. 1937. (Пост. в 1993 г. от Л.В. Тарасовой. Кисловодск.)

 

 

 

 

Оставить комментарий