«…с закрученными кверху усиками и эспаньолкой»

Валерий  Якоби — мастер бытового и исторического жанров

(1834 — 1902)

 

«Якоби Валерий Иванович — типичная фигура художника 50—60-х годов XIX века. Довольно полная фигура с закрученными кверху усиками и эспаньолкой. Одет в чёрный бархатный пиджак, повязанный особо артистическим бантом — белым шёлковым галстуком, кружевные манжеты из-под бархатных рукавов, цепочка от часов со множеством брелоков, вечно надушенный духами, чрезвычайно горделивый вид и сознание собственного достоинства, вид генеральский…» Н.С. Самокиш.

В.И. Якоби — русский живописец, профессор, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился в мае 1834 года в деревне Кудрявцево Казанской губернии в семье помещика. Общее образование получил в гимназии, затем поступил в Казанский университет. Однако закончить обучение ему не удалось, с началом Крымской кампании записался в ополчение и отправился в его рядах к месту военных действий, но на пути туда был, вместе со своим отрядом, остановлен, так как война закончилась.

Решив посвятить себя живописи, любовь к которой чувствовал ещё на школьной скамье, в 1856 году Валерий Якоби переезжает в Санкт-Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств. Состоя в ней учеником профессора А. Маркова, он прошёл её курс чрезвычайно быстро и получил одну за другой  награды: малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов»; большую серебряную медаль за картину «Татарин, продавец халатов»; малую золотую медаль за картину «Светлое Воскресенье нищего» и большую золотую медаль в 1862 году, за картину «Привал арестантов», произведшую большое впечатление на комиссию университета и публику.  Художественные критики однозначно отметили талант молодого художника. Говорили, что после того, как император Александр II увидел эту картину, были существенно смягчены законы о содержании каторжных и ссыльных.

Как пенсионер Академии Валерий Иванович получил право на поездку  в Европу. Некоторое время жил и работал в Германии, и Швейцарии, затем побывал в Париже, Неаполе и Риме. В этот период художник пишет небольшие жанровые картины, а также  полотна, в которых нашли воплощение сюжеты французской истории: «Террористы и умеренные первой французской революции»  и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь» — за нее Якоби получает звание академика.  В этих произведениях художник одним из первых в русской живописи обращается к событиям Великой Французской революции.

Якоби — один из интереснейших мастеров исторической картины. Начав свой путь с ярких жанровых картин, он постепенно, через социальную тематику, пришел к созданию больших исторических полотен. После возвращения в Санкт-Петербург — в семидесятые годы — он создает цикл работ, посвященных правлению Анны Иоанновны («Ледяной дом»; «Шуты при дворе Анны Иоанновны»; «Арест герцога Бирона»). Особую известность приобрело полотно «Ледяной дом». В основу картины был положен реальный эпизод эпохи правления Анны Иоанновны (1730-1740). Разгневанная на одного из своих подданных, князя Голицына, императрица решила его наказать. Сделав вид, что не сердится на князя за его проступок, а наоборот, желает оказать ему особую милость, Анна Иоанновна объявила, что выдаст за Голицына свою любимицу и подарит большой дом на берегу Невы. Тайно, по распоряжению императрицы, недалеко от Зимнего дворца был построен ледяной дворец, в который после венчания привезли новобрачных и оставили на ночь. А чтобы князь и его молодая жена (любимая шутиха императрицы — уродливая старуха) не могли сбежать, у дверей дворца поставили караульных. Несчастные жертвы после столь жестокого приключения остались живы, а императрица доказала всем подданным, что является полновластной хозяйкой в государстве.

Картина «Арест герцога Бирона» приносит Якоби звание профессора. Чуть позже художник входит в состав Академического совета. В 1883 году, оставаясь членом совета Академии,  он был назначен профессором-преподавателем в её классах.

В последние годы жизни, оставив преподавательскую деятельность в Академии художеств, В.И. Якоби много путешествовал по Европе и Африке. Из этих поездок художник привозил множество этюдов и картин, отличавшихся красочным духом этнографизма. Одна из работ этого периода, «Типы Танжера» (1879)

Типы Танжера
Типы Танжера

находится в  экспозиции мемориального музея-усадьбы художника Н.А.Ярошенко. На ней запечатлен фрагмент жизни арабского мира.  На фоне полуразрушенной постройки живописец изобразил местных жителей Танжера.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.