«…с закрученными кверху усиками и эспаньолкой»

Валерий  Якоби — мастер бытового и исторического жанров

(1834 — 1902)

 

«Якоби Валерий Иванович — типичная фигура художника 50—60-х годов XIX века. Довольно полная фигура с закрученными кверху усиками и эспаньолкой. Одет в чёрный бархатный пиджак, повязанный особо артистическим бантом — белым шёлковым галстуком, кружевные манжеты из-под бархатных рукавов, цепочка от часов со множеством брелоков, вечно надушенный духами, чрезвычайно горделивый вид и сознание собственного достоинства, вид генеральский…» Н.С. Самокиш.

В.И. Якоби — русский живописец, профессор, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился в мае 1834 года в деревне Кудрявцево Казанской губернии в семье помещика. Общее образование получил в гимназии, затем поступил в Казанский университет. Однако закончить обучение ему не удалось, с началом Крымской кампании записался в ополчение и отправился в его рядах к месту военных действий, но на пути туда был, вместе со своим отрядом, остановлен, так как война закончилась.

Решив посвятить себя живописи, любовь к которой чувствовал ещё на школьной скамье, в 1856 году Валерий Якоби переезжает в Санкт-Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств. Состоя в ней учеником профессора А. Маркова, он прошёл её курс чрезвычайно быстро и получил одну за другой  награды: малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов»; большую серебряную медаль за картину «Татарин, продавец халатов»; малую золотую медаль за картину «Светлое Воскресенье нищего» и большую золотую медаль в 1862 году, за картину «Привал арестантов», произведшую большое впечатление на комиссию университета и публику.  Художественные критики однозначно отметили талант молодого художника. Говорили, что после того, как император Александр II увидел эту картину, были существенно смягчены законы о содержании каторжных и ссыльных.

Как пенсионер Академии Валерий Иванович получил право на поездку  в Европу. Некоторое время жил и работал в Германии, и Швейцарии, затем побывал в Париже, Неаполе и Риме. В этот период художник пишет небольшие жанровые картины, а также  полотна, в которых нашли воплощение сюжеты французской истории: «Террористы и умеренные первой французской революции»  и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь» — за нее Якоби получает звание академика.  В этих произведениях художник одним из первых в русской живописи обращается к событиям Великой Французской революции.

Якоби — один из интереснейших мастеров исторической картины. Начав свой путь с ярких жанровых картин, он постепенно, через социальную тематику, пришел к созданию больших исторических полотен. После возвращения в Санкт-Петербург — в семидесятые годы — он создает цикл работ, посвященных правлению Анны Иоанновны («Ледяной дом»; «Шуты при дворе Анны Иоанновны»; «Арест герцога Бирона»). Особую известность приобрело полотно «Ледяной дом». В основу картины был положен реальный эпизод эпохи правления Анны Иоанновны (1730-1740). Разгневанная на одного из своих подданных, князя Голицына, императрица решила его наказать. Сделав вид, что не сердится на князя за его проступок, а наоборот, желает оказать ему особую милость, Анна Иоанновна объявила, что выдаст за Голицына свою любимицу и подарит большой дом на берегу Невы. Тайно, по распоряжению императрицы, недалеко от Зимнего дворца был построен ледяной дворец, в который после венчания привезли новобрачных и оставили на ночь. А чтобы князь и его молодая жена (любимая шутиха императрицы — уродливая старуха) не могли сбежать, у дверей дворца поставили караульных. Несчастные жертвы после столь жестокого приключения остались живы, а императрица доказала всем подданным, что является полновластной хозяйкой в государстве.

Картина «Арест герцога Бирона» приносит Якоби звание профессора. Чуть позже художник входит в состав Академического совета. В 1883 году, оставаясь членом совета Академии,  он был назначен профессором-преподавателем в её классах.

В последние годы жизни, оставив преподавательскую деятельность в Академии художеств, В.И. Якоби много путешествовал по Европе и Африке. Из этих поездок художник привозил множество этюдов и картин, отличавшихся красочным духом этнографизма. Одна из работ этого периода, «Типы Танжера» (1879)

Типы Танжера
Типы Танжера

находится в  экспозиции мемориального музея-усадьбы художника Н.А.Ярошенко. На ней запечатлен фрагмент жизни арабского мира.  На фоне полуразрушенной постройки живописец изобразил местных жителей Танжера.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.