Поделиться новостью

Верещагин Василий Васильевич

(1842-1904)

 

Один из самых выдающихся русских художников-баталистов, ещё при жизни получивший мировую известность. Профессиональный военный, выпускник Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, он  ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру. Его работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами. «Верещагин не просто художник, а нечто большее», – записал Крамской после первого знакомства с его живописью.

В.В. Верещагин родился в дворянской семье в городе Череповце и вместе с братьями был отправлен на военную учебу в столицу. Уже тогда все отмечали его разносторонние способности, а учителей восхищало его умение  по памяти зарисовывать любые предметы. Ему разрешили параллельно посещать  Рисовальную школу Общества поощрения художников. Сразу после получения офицерских эполет он уволился со службы и, серьезно рассорившись с родителями, успешно поступил в Императорскую Академию художеств. Учеба в Академии закончилась быстро, благодаря бунтарскому характеру  художника. В начале своего самостоятельного творчества он уезжает на Кавказ, в Грузию, оттуда, получив крупное наследство от дяди, в Париж, чтобы продолжить художественное образование. Поступает в Парижскую Академию изящных искусств, но учеба опять не приносит ему  удовлетворения, и он снова возвращается в Россию. В этот период наступает настоящий творческий кризис, Верещагин оставляет живопись и поступает в военное ведомство в картографический отдел.

По делам службы он часто бывает в Туркестане. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну, и Верещагин бросается в гущу событий. В качестве военного картографа он направляется в Самарканд, принимает участие  в боевых действиях и заслуженно получает орден Св. Георгия IV степени. Через год в Санкт-Петербурге  открывается выставка его работ, которую впоследствии назовут «Туркестанской серией».

«Двери Тамерлана», «Мавзолей в Самарканде» и многие другие картины делают имя художника знаменитым.  В своих полотнах Верещагин показал впечатляющие результаты военного столкновения двух культур, мирный диалог которых, в силу общих предубеждений, был  невозможен. И это привело в шок его современников. Картина «Апофеоз войны» стала эпилогом «Туркестанской серии». На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».

Будучи боевым офицером, художник не боялся шокировать зрителей кровавыми сюжетами, излишней, даже жёсткой реалистичностью образов. Он считал правильным показывать горькую правду войны именно в произведениях батального жанра, которые традиционно были призваны отображать только величественные победы. Всю серию разом купил для своей галереи П.М. Третьяков.

Получив общественное признание, Верещагин уезжает с семьей за границу. Там он узнает, что ему, – «дилетанту-недоучке» – Академия присуждает звание профессора живописи. Василий Васильевич публично, через газеты, отказывается от этой профессиональной награды, «считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».

Он отправляется в Индию. Итогом поездки становится «Индийская серия». Возвращается в Европу, и сразу же отправляется на Русско-турецкую войну, где вместе со своими братьями в качестве адъютанта генерала М.Д. Скобелева участвует в штурме Плевны. По итогам нескольких военных операций его представили к высокой награде  – «Золотой шпаге».

«Балканская серия» настолько поднимает авторитет художника – деятельного борца с войной, – что в 1901 году его кандидатура выдвигается на соискание Нобелевской премии мира.

Весной 1903 года неугомонный живописец вновь отправляется в путешествие, теперь уже в Японию. В феврале 1904 года началась Русско-японская война и, несмотря на солидный возраст и уговоры родных, он отправляется на линию фронта. В Порт-Артуре встречается  со своим старым знакомым – адмиралом С.О. Макаровым. В качестве штабного офицера попадает на флот, ходит на военных судах, зарисовывая с натуры морские сражения.

31 марта 1904 года броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров. Часы показывали 9 часов 34 минуты утра, когда флагман «Петропавловск» наткнулся на японские мины. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Через полторы минуты, зарывшись носом в воду, он  ушёл в глубины Жёлтого моря. Погибло более 600 человек, среди которых были сам начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров и художник Василий Васильевич Верещагин, которого знал весь мир…

Солдат, охраняющий пленных турок

Солдат, охраняющий пленных турок

Этюд «Солдат, охраняющий пленных турок» относится к «Балканской серии». На нем изображены два турка, связанные спинами друг с другом и солдат с винтовкой на плече. Несмотря на обобщенность письма, детали одежды и вооружения тщательно проработаны. Интересен и пейзаж – край высокогорного плато, белеющая вдалеке цепь белоснежных гор на фоне  ярко синего неба.

 

Оставить комментарий