Василий Максимович Максимов
(17 [29] января 1844 -18 ноября[1 декабря] 1911)
Один из крупнейших мастеров-жанристов второй половины XIX века — Василий Максимов родился в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии, в крестьянской семье.
Отец и мать Максимова были единственными в деревне грамотными людьми и рано стали учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. В шесть лет Василий пережил смерть отца, а в десять — смерть матери. Мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. Послушников, кроме пения, ничему не учили и Василий Максимов решается самовольно уйти из монастыря. Он едет в Петербург, где поступает в иконописную мастерскую, но живет большой мечтой — учиться в Академии художеств…
Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович был принят в Петербургскую Академию художеств в 1863 году.
«В Академии художеств Максимов шел одним из самых первых, в первом десятке. Профессора считали его кандидатом на все высшие отличия академического курса, на серебряные и золотые медали и, наконец, на самую большую награду: поездку в Европу на шесть лет для окончательного усовершенствования в искусстве, чтобы возвратиться достойным звания и деятельности профессора» — вспоминал позже И. Репин.
Очень скоро молодой художник был награждён малыми серебряными медалями за свои успехи в рисовании и живописи с натуры, а в 1865 году получил золотую медаль за картину «Больное дитя». Произведение стало своеобразной «отправной точкой», от которой ведется отсчет серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры — в родной деревне, практически на глазах художника умирает его 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько взволновала мастера, что он решил запечатлеть то, что врезалось в его сердце.
Пройдя весь академический курс за три года, и получив звание классного художника 3-й степени, Максимов отказался от конкурса на большую золотую медаль: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
Покинув Академию художеств осенью 1866 г. Максимов поселился в родной деревне. Он живет в избе, носит русскую рубаху и шаровары, брат-портной шьет ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Постигая жизнь русского крестьянства, художник создает замечательные произведения, в которых изображен деревенский быт. За выставленную в начале 1868 года в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а главное — ее купил П.М. Третьяков для своей галереи. С этого времени между ними установились близкие дружеские отношения. В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечта о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени.
Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в 1874 г. в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, Максимов одним из первых прикоснулся к художественному познанию национальной жизни.
«Кремень “передвижничества”, самый несокрушимый камень его основания — Василий Максимович Максимов немыслим без России, неотделим от своего народа» — так писал о нем И.Е. Репин. «…Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.
— Да, да, сам народ написал свою картину… — говорил Иван Николаевич, глубоко растроганный. — Удивительно, удивительно! Вот, жанристы, у кого учитесь…».
Николай Александрович Ярошенко, соратник Максимова по Товариществу передвижных художественных выставок, в 1878 году пишет его портрет – один из самых удачных и признанных. Портрет написан с большим интересом и желанием.
Это чувствуется даже в записке, посланной Максимову с приглашением: «Я сижу дома один… Нам никто не помешает действовать, и мы можем вдоволь поработать». На портрете — весь Максимов: его крестьянство, однако уже тронутое художническим артистизмом, его природная простота, однако обремененная жизненным опытом и пониманием сложностей жизни, его наивность, однако уже потраченная привычкой к разочарованиям, его мужицкое упорство, однако сдающее под натиском многих человеческих слабостей.
Совершенство портрета вполне осознавалось уже современниками. Уступая портрет Третьякову за четыреста рублей, Максимов писал: «Если бы не крайность, не расстался бы я с подарком товарища, но, с другой стороны, владение таким портретом частным лицом есть уже в известной степени преступление, — подобной работе место лишь в Вашей галерее».
Передвижная выставка 1906 г. последняя, в которой участвовал художник. В 1910 г. он начинает свою последнюю жанровую картину из жизни купечества «Прощеное воскресение». В ноябре 1911 г. В Санкт-Петербурге Максимов Василий Максимович умер. Крестьяне из Лопина и Чернавина на руках несли гроб с телом Максимова, в церкви Васильевского погоста — «деревня» сердечно прощалась со своим художником.
В статье, посвященной В. М. Максимову, художник И. Е. Репин написал: «… преданный товарищ! Ты никогда не изменял вере и направлению Товарищества передвижников. Твои картины останутся живыми символами сорокалетней жизни ядра, крепкого союза художников своего народа… Немного картин написал Василий Максимович, но это немногое будет вечным достоянием нашего народа. Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию. Они скромны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами; но пройдут века, а эти простые картины сделаются свежее и ближе зрителю будущих времен…
Картина «Все в прошлом» несколько выбивается из общей галереи «крестьянского» жанра. Это одно из самых ярких в эмоциональном плане произведений художника. Оно прочувствовано до мелочей, очень реально передан определенный этап жизни не только конкретного персонажа, но и целой временной эпохи… Реформа по отмене крепостного права сказалась на жизненном укладе всех слоев России, в том числе и дворян. Они начали терять свои социальные и экономические позиции, разоряться, продавать земли и поместья.
Вот такой грустный период упадка и запустения одного из многих дворянских имений и изобразил живописец, как бы продолжая тургеневскую тему вымирающих «дворянских гнезд». Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки — старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни.
Несмотря на теплый весенний денек, от всей картины веет осенью, ностальгией о навсегда ушедших годах. И все эти атрибуты в виде фарфоровой посуды и дорогой одежды — это остатки былой роскоши когда-то шикарной усадьбы.