«ОН и ОНА»
выставка графических работ открылась в музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко*
Графические листы мастеров живописи конца XIX — начала XX века, разместившиеся в исторических залах старинной дворянской усадьбы, демонстрируют зрителю пленительные женские образы и сдержанные мужские портреты.
Галерею мужских образов открывают работы выдающихся передвижников И.Н. Крамского (1837-1887) и Н.А. Ярошенко (1846-1898). Портрет А. Я. Герда (1888) (известного ученого-биолога и педагога) свидетельствует о высоком мастерстве Ярошенко — графика. Работа обладает композиционной простотой, которая придает произведению естественность, непосредственность натурной работы. И если в этом портрете преобладает динамика натурного, этюдного решения, то портрет московского купца А. В. Алексеева (1882) выполненный И. Н. Крамским, обладает отточенностью и завершенностью исполнения. В такой же манере выполнена работа художника И. А. Врачева (1864-1942) — портрет Н.П. Симановского (известного врача-оториноларинголога, академика, лечащего врача Н.А. Ярошенко).
Ускользающие линии, мягкость растворяющихся контуров в сочетании с изысканными акцентами белильных мазков рождает нежный и загадочный женский образ в работе Н.С. Сергеева (1811-после 1915). К.А. Сомов в портрете графини М.Г. Коновницыной – Шидловской создал образ ускользающий, растворяющийся в тонких, едва уловимых переходах светотени, где реальное изображение трансформируется в поэтическую мечту.
На выставке можно увидеть работу Л.С. Бакста — известного мастера театральных декораций и костюма, который написал акварельный портрет девочки, привлекающий нежностью лица, темных глаз, серьезно смотрящих на нас, тонкостью и красотой акварельных заливок. Образ русской красавицы — молодой купчихи, столь характерный для творчества Б.М. Кустодиева (1878-1927) вспоминается благодаря его рисунку «Купчиха за чаем», в котором плавные контурные линии создают гармонию величественной женской красоты и рождают ощущение безмятежности и покоя.
Каждый из рисунков, представленных на выставке, можно без преувеличения причислить к настоящим шедеврам графического искусства. Многие из них, в силу технических особенностей исполнения требуют особого внимания к сохранности и экспонируются впервые.