«УЗОР ОТТОЧЕННЫЙ И МЕЛКИЙ,
РИСУНОК, ВЫЧЕРЧЕННЫЙ МЕТКО…»
С карандаша начинается творчество. Рисунок и письменность рождаются вместе, храня сакральный, духовный смысл. Как на заре истории человечества из хаоса линий возникал образ, так и потом, во все эпохи и времена рисунок сопутствовал творческой деятельности художника любого направления, стиля, вида искусства. Рисунок-набросок, эскиз, иллюстрация, станковая работа или мысль, запечатленная художником в образе, самые разнообразные виды технических приемов, — все это делает мир графики бесконечным в многообразии смыслов, которые наполняют пространство белого листа.
Изучая графическое наследие мастеров русской живописи, испытываешь чувство трепета и восторга и от эстетической, формальной стороны исполнения работ и погружаешься во внутренний процесс творчества художника.
«Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко» обладает обширной коллекцией произведений графического искусства-более 300 работ разных мастеров 19-20-вв, среди которых рисунки В. Г. Перова, А.К. Саврасова, Н. А. Касаткина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, многих других художников, и конечно, Н. А. Ярошенко.
В собрании хранится 25 рисунков Николая Александровича, выполненных в разные периоды его жизни. Есть особое очарование в возможности склониться над листом, всмотреться в гармонию бережных и точных карандашных штрихов и росчерков угля, в прозрачные переливы акварели.
Вот карандашный портрет старушки, сделанный Ярошенко, когда ему было 16 лет-попытка копировать портрет работы Рембрандта. Рисунок отличается не юношеской серьезностью и увлеченностью, когда рисуешь то, что любишь — и отсюда возникает ощущение не просто ученического копирования, а осознания выбора высокого уровня избранных ориентиров в искусстве.
Еще в детстве уехавший из Полтавы в Петербург, Ярошенко, получивший военное образование, возвращался впоследствии в родные места лишь в отпуск, и много рисовал в альбомах лесные уголки, деревья. В этих замечательных пейзажных листах ощущаешь бережное отношение художника к природным формам, где тактичная сдержанная манера подачи, легкие и светящиеся штрихи передают глубину густых крон деревьев и переливов света, шероховатой поверхности коры и мягкости хвои.
Замечательный мастер портретной живописи Ярошенко, в период расцвета его таланта, создал станковый графический портрет А.Я. Герда — известного ученого и педагога. При общей сдержанности, интеллигентности подачи образа в работе присутствует определенный графический артистизм в грубоватых, широких росчерках угля, мягких полутонов.
Отдельная область графического наследия Н.А. Ярошенко – его рисунки в семейных альбомах. В них, со свойственным художнику юмором показывались какие-то ситуации, в которых участником был он сам, или его друзья. Страдавший хроническим заболеванием горла, Ярошенко изображал, например, себя-пациента, и лечащего врача А.Я. Симановского, пронзающего художнику горло.
Воспринимаемые теперь как дружеские шаржи, эти рисунки, возможно, были для самого художника и тех людей, которых он рисовал, средством преодоления каких-то жизненных проблем, а тонкий юмор придавал занимательность — и грустное преображалось в смешное.
День карандаша — замечательный повод для встречи с произведениями искусства Н. А. Ярошенко и других мастеров в стенах музея, где в рамках большого выставочного проекта постоянно меняются экспозиции произведений графики.