Клавдий Васильевич Лебедев
1852-1916
Имя этого художника сегодня известно не многим. Однако в свое время, на рубеже XIX – XX веков, Лебедев был известен среди художников как один из лучших рисовальщиков. Он трудился над иллюстрированием нескольких книжных изданий. К.В. Лебедев в своем творчестве отразил многие исторические события. В художественных образах он излагал свое видение отечественной истории. За работу «Смерть царя Федора Алексеевича» в 1897 году Лебедев был удостоен звания академика.
Художник Клавдий Васильевич Лебедев родился в 1852 году в крестьянской семье. Отец Клавдия Васильевича был церковным живописцем, и это оказало большое влияние на будущий выбор жизненного пути сыном.
Увы, но информация о детстве и юношестве художника отсутствует.
Где-то в начале семидесятых годов девятнадцатого века Клавдий начал учиться в Строгановском училище рисования, в 1875 году он продолжил своё образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали В. Маковский, В. Перов и Е. Сорокин. Учителя отмечали Лебедева, как безусловно талантливого начинающего художника.
С 1877 года Клавдий Васильевич принимает участие в выставках, которые организует училище и Императорская Академия художеств.
С 1891 года – действующий член объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В этот период в его творчестве появляется ряд остросоциальных работ. Так же художник начинает работу над оформлением храмов. Сначала был Вознесенский собор в Ельце, построенный известнейшим архитектором Константином Тоном. Собор возводился 44 года, а его роспись заняла долгие шесть лет. Стены собора украсили 220 настенных росписей К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.
В начале девяностых годов Лебедев становится преподавателем Московского училища живописи, а в 1896 году его назначили профессором натурного класса Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств. В 1897 году Лебедеву присвоено звание академика. С 1906 года – действительный член Академии художеств.
Умер 21 сентября 1916 года.
Художник написал множество картин на исторические темы, были ещё очень удачные работы для Товарищества передвижных художественных выставок, иллюстрации к произведениям известных литераторов, охотничьи сценки и т.д.
К сожалению, картины из жизни боярышень и князей были преданы забвению – во времена СССР такая живопись была просто не востребована, а потом уже время взяло своё и этот огромный красивый пласт в живописи от Клавдия Лебедева был просто забыт.
Искусствоведы пишут, что творчество Клавдия Васильевича Лебедева нельзя считать значимым явлением в русской культуре. При этом оно заслуживает внимания всякого, кто интересуется живописью девятнадцатого века и историей «передвижничества».
В экспозиции музея Н.А. Ярошенко есть несколько работ художника. Это живописные работы «В вагоне», этюд «Рабочий» – картины, повествующие о новых явлениях в жизни общества.
Положение женщины – популярная тема в творчестве передвижников отображена в картине «В вагоне»
Нарождающийся революционный тип, с заостренными типическими чертами откровенного недовольства и ярко выраженной агрессии – «Рабочий»
Трагичен образ девочки-сиротки
В графических работах – боярские типажи, характерные для целого ряда исторических произведений.