Графика из собрания музея Н.А. Ярошенко

12 июня 2022*

 

Выставка_новая

 

Экспозиция графических работ из фондов музея является составной частью выставочного проекта, предполагающего последовательное проведение цикла выставок лучших произведений нашей коллекции.

Представленные 17 работ включают произведения художников преимущественно второй половины-конца 19 века, разнообразных по жанрам и средствам технического исполнения.

Большинство работ выполнено во второй половине 19 века-времени мощного развития реализма. В графике, при всей камерности этого вида творчества, ясно определяются основные направления   в искусстве, позволяя глубже и сложнее представить как творческий путь каждого из мастеров, так и тенденции эпохи.

Портретный жанр проходит как ведущий через все периоды развития русской живописи с 18 века, но наиболее плодотворным этапом является вторая половина19 века-время создания и деятельности Товарищества Передвижных Художественных выставок.

8 июня исполняется 185 лет со дня рождения И.Н. Крамского (1837-1887)-вождя и руководителя организации, выдающегося портретиста.

Одна из лучших графических работ на выставке –портрет А.В.(?) Алексеева Крамского дает яркое представление о высоком уровне его мастерства. Представитель известной московской купеческой фамилии изображен фронтально, на нейтральном темном фоне, строгость и сдержанность монохромного решения подчеркивает сосредоточенность благочестивого образа, выполненного с присущей Крамскому объективностью и вниманием к деталям. Мягкой растушкой художник добивается очень тонких светотональных переходов. Этот портрет прекрасно характеризует Крамского как мастера, сочетавшего в своих работах тщательность и точность в передаче внешнего облика модели с характеристикой внутреннего мира.

В отличие от строгой, законченной формы портретов Крамского или Л.Е. Дмитриева — Кавказского- (1849-1916) (автора портрета Лорис-Меликова, выполненного в технике офорта,), портрет К.Д. Кавелина, выполненный известным скульптором М.О. Микешиным, (1835-1896) отличается эскизной, динамичной манерой исполнения, сохраняет непосредственность натурного наброска.

На выставке представлен ряд работ мастеров передвижников, занимавшихся преимущественно жанровой живописью. Они разнообразны по характеру задач-от наброска до законченной формы решения. Рисунок В.Е. Маковского (1846-1920) «Тост» отмечен чувством острой наблюдательности, способностью средствами карандашного наброска создать яркий образ, передать в нем характерное.

Мастер многофигурных композиций И.Е. Репин (1844-1930) в небольшом офорте «В верхнем ярусе театра» создает ощущение непосредственности увиденной сцены, сообщает работе живой, этюдный характер. Облокотившийся о парапет старичок, смотрящий на сцену, смеющиеся, разговаривающие лица, разные типы, характеры, — все схвачено чутким и внимательным взглядом художника. Техника форта создает динамику вспышек света, неясность контуров, работа передает атмосферу театра, оживленность публики.

Другого характера работы В.М. Васнецова, (1848-1926) «Христославят» и Ф.С. Козачинского (1864-1922) «После града». В них отчетливее проступают заветы В.Г. Перова — писать картины из жизни народа, проникнутые сочувствующим взглядом художника к тем, кому тяжело и плохо. Это нищие больные ребятишки-христославы, поющие Рождество у Васнецова, старик, стоящий в грустном раздумье у поля с выбитыми посевами на рисунке Козачинского. Как офорт Васнецова, так и рисунок «После града» обладают чертами законченного композиционного решения темы.

Красиво, тонко, мастерски исполнены акварели П.А. Брюллова (1840-1914) «Мужская фигура в шляпе», Н.Д. Благовещенского (1868-после 1917) «В дороге».

Пейзажный жанр представлен замечательной работой «Ударило» мастера русского лирического пейзажа А.К. Саврасова (1830-1897) Графическая техника с применением соуса хорошо передает грозовое состояние в природе, а четкие карандашные прорисовки создают притягивающий взгляд образ одинокой церквушки, дерева, охваченного порывом ветра на фоне неба с клубящимися облаками. Росчерки карандаша, белильные штрихи подчеркивают графически изысканную конструкцию рисунка.

Наряду с пейзажем средней полосы России, доминирующем в русском искусстве второй половины 19 века, многие художники стали проявлять интерес к изображению природы Крыма и Кавказа. Образцами такого рода пейзажей является этюд академического художника Л.Ф. Лагорио (1827-1905) с мягкой прозрачностью акварельных заливок и также выполненные акварелью, но с четкой пропиской и детализацией пейзажи «Змеиная гора» и «Вид на Бештау и Машук» Н. Штерна.

 

 

 

Большинство представленных работ экспонируется впервые

 

*билеты можно купить онлайн
в том числе и по «Пушкинской карте»

 

 

 

  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.