Брюллов Павел Александрович (1840-1914). Член ТПХВ с 1874.
К 180-летию со дня рождения П.А. Брюллова.
Русский художник и архитектор, пейзажист и портретист, член Совета Императорской Академии художеств, член Правления ТПХВ.
Отец его был профессором архитектуры Императорской Академии художеств, дядя – Карл Брюллов, знаменитый живописец.
Высокая европейская культура, унаследованная от родных, универсальность знаний, сложность интересов сделали его заметной фигурой в художественной жизни Российской империи 2-й половины XIX века.
Натура его была исключительно одаренной. Художники говорили, что он хороший математик, математики уверяли, что он музыкант, окончивший консерваторию, а музыканты снова возвращали его в лоно художников: он писал картины, обнаруживал большие знания в математике и играл на виолончели и рояле.
С 1972 – экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, в 1974 стал членом организации.
«По нему равнялись входившие в круг художественных запросов еще сырые и не сглаженные культурой натуры». (Минченков В.Д. «Воспоминания о передвижниках»).
В живописи проявил себя как многожанровый художник, тонко чувствующий красоту русского и зарубежного пейзажа; портреты, преимущественно женские.
В коллекции музея художника Н.А. Ярошенко представлен двумя живописными портретами: «Автопортрет» (пост. в музей в 1973 г. от внучки художника) и этюд «Портрет украинки» (пост. в 1965 г.).
С «Автопортрета» смотрит на нас умное, красивое лицо. Но взгляд – внимательный, напряженный и пристальный – направлен не столько на зрителя, сколько внутрь себя, это взгляд человека, желающего обрести гармонию с окружающим миром.
Портрет украинки имеет яркое образное решение и интересен как тип девушки-поселянки в национальном праздничном наряде. Белоснежная рубашка контрастирует с ярко-красным платьем и синими бусами. Цветастый, сложно уложенный платок на голове полностью скрывает волосы и уравновешивает фигуру в свободной одежде с широкими рукавами.
Работы П.А. Брюллова находятся в экспозиции флигеля № 1 «Передвижники».