«…не просто художник, а нечто большее»

Верещагин Василий Васильевич

(1842-1904)

 

Один из самых выдающихся русских художников-баталистов, ещё при жизни получивший мировую известность. Профессиональный военный, выпускник Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, он  ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру. Его работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами. «Верещагин не просто художник, а нечто большее», – записал Крамской после первого знакомства с его живописью.

В.В. Верещагин родился в дворянской семье в городе Череповце и вместе с братьями был отправлен на военную учебу в столицу. Уже тогда все отмечали его разносторонние способности, а учителей восхищало его умение  по памяти зарисовывать любые предметы. Ему разрешили параллельно посещать  Рисовальную школу Общества поощрения художников. Сразу после получения офицерских эполет он уволился со службы и, серьезно рассорившись с родителями, успешно поступил в Императорскую Академию художеств. Учеба в Академии закончилась быстро, благодаря бунтарскому характеру  художника. В начале своего самостоятельного творчества он уезжает на Кавказ, в Грузию, оттуда, получив крупное наследство от дяди, в Париж, чтобы продолжить художественное образование. Поступает в Парижскую Академию изящных искусств, но учеба опять не приносит ему  удовлетворения, и он снова возвращается в Россию. В этот период наступает настоящий творческий кризис, Верещагин оставляет живопись и поступает в военное ведомство в картографический отдел.

По делам службы он часто бывает в Туркестане. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну, и Верещагин бросается в гущу событий. В качестве военного картографа он направляется в Самарканд, принимает участие  в боевых действиях и заслуженно получает орден Св. Георгия IV степени. Через год в Санкт-Петербурге  открывается выставка его работ, которую впоследствии назовут «Туркестанской серией».

«Двери Тамерлана», «Мавзолей в Самарканде» и многие другие картины делают имя художника знаменитым.  В своих полотнах Верещагин показал впечатляющие результаты военного столкновения двух культур, мирный диалог которых, в силу общих предубеждений, был  невозможен. И это привело в шок его современников. Картина «Апофеоз войны» стала эпилогом «Туркестанской серии». На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».

Будучи боевым офицером, художник не боялся шокировать зрителей кровавыми сюжетами, излишней, даже жёсткой реалистичностью образов. Он считал правильным показывать горькую правду войны именно в произведениях батального жанра, которые традиционно были призваны отображать только величественные победы. Всю серию разом купил для своей галереи П.М. Третьяков.

Получив общественное признание, Верещагин уезжает с семьей за границу. Там он узнает, что ему, – «дилетанту-недоучке» – Академия присуждает звание профессора живописи. Василий Васильевич публично, через газеты, отказывается от этой профессиональной награды, «считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».

Он отправляется в Индию. Итогом поездки становится «Индийская серия». Возвращается в Европу, и сразу же отправляется на Русско-турецкую войну, где вместе со своими братьями в качестве адъютанта генерала М.Д. Скобелева участвует в штурме Плевны. По итогам нескольких военных операций его представили к высокой награде  – «Золотой шпаге».

«Балканская серия» настолько поднимает авторитет художника – деятельного борца с войной, – что в 1901 году его кандидатура выдвигается на соискание Нобелевской премии мира.

Весной 1903 года неугомонный живописец вновь отправляется в путешествие, теперь уже в Японию. В феврале 1904 года началась Русско-японская война и, несмотря на солидный возраст и уговоры родных, он отправляется на линию фронта. В Порт-Артуре встречается  со своим старым знакомым – адмиралом С.О. Макаровым. В качестве штабного офицера попадает на флот, ходит на военных судах, зарисовывая с натуры морские сражения.

31 марта 1904 года броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров. Часы показывали 9 часов 34 минуты утра, когда флагман «Петропавловск» наткнулся на японские мины. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Через полторы минуты, зарывшись носом в воду, он  ушёл в глубины Жёлтого моря. Погибло более 600 человек, среди которых были сам начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров и художник Василий Васильевич Верещагин, которого знал весь мир…

Солдат, охраняющий пленных турок
Солдат, охраняющий пленных турок

Этюд «Солдат, охраняющий пленных турок» относится к «Балканской серии». На нем изображены два турка, связанные спинами друг с другом и солдат с винтовкой на плече. Несмотря на обобщенность письма, детали одежды и вооружения тщательно проработаны. Интересен и пейзаж – край высокогорного плато, белеющая вдалеке цепь белоснежных гор на фоне  ярко синего неба.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.