Василий Григорьевич Перов
(21 декабря 1833 [2 января 1834], Тобольск —
29 мая [10 июня] 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы)
«Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком,
живущим и питающимся одним искусством и только искусством»
(В.Г. Перов)
Мало кто знает, что Перов — это не фамилия известного художника, а его псевдоним. Вернее детское прозвище, перешедшее во взрослую жизнь, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. Василий Григорьевич Перов был незаконнорожденным сыном барона Георгия Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца.
Видя художественные способности сына, родители после окончания им Арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу А. В. Ступина, там же в Арзамасе. Раньше чем другим ученикам Ступин разрешил писать Перову масляными красками, отмечая: «Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого, Н.А.Рамазанова и С. К. Зарянко.
В 1856 году за представленный в Императорскую Академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера», брата художника, Перов был отмечен малой серебряной медалью. Написанная в 1857 году картина «Приезд станового на следствие» принесла художнику большую серебряную медаль. Она обратила на себя внимание публики и критики, в Перове увидели прямого наследника и продолжателя Федотова: «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело…»( В.В. Стасов). Далее последовали — малая золотая медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860), большая золотая медаль за картину «Проповедь в селе» (1861) – которая дала ему право на пенсионерскую поездку за границу.
В самом начале 1863 года Перов едет в Германию. В Берлине, Дрездене осматривает картинные галереи, изучает картины старых мастеров, посещает мастерские художников. Из Германии он переезжает во Францию, в Париж — в город, который тогда был мировым художественным центром. Перов снимает мастерскую, целые дни бродит по улицам, ярмаркам, рынкам, по бедным кварталам города — как всегда, его больше всего интересует жизнь простого народа. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни «Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники».
С каждым месяцем все больше тосковал Перов по России. Он понимал, что здесь, на чужой земле, не может работать по-настоящему, что нужно ехать домой. Художник пишет в Петербург академическому начальству: «Осмеливаюсь покорнейше просить совет императорской Академии художеств о позволении возвратиться мне …в Россию. …живя за границею почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая бы была удовлетворительна; незнание характера и нравственной жизни народа делают невозможным довести до конца ни одной из моих работ… Посвятить же себя на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так и сельской жизни нашего отечества».
Казалось, никогда еще не был он так счастлив, как в те минуты, когда на границе пересаживался из немецкого вагона в русский, когда ощутил дыхание поздней русской осени. Так кончилась «ссылка», как называл Перов свое заграничное пенсионерство…
Возвратившись в 1864 году на родину, он создает новые шедевры, в большинстве из которых звучит тема трагедии обездоленных людей, глубокого сострадания «маленькому человеку», критика социальной несправедливости. На середину и 2-ю половину 1860-х годов приходится расцвет его жанровой живописи, иногда близкой по настроению русской поэзии: «Монастырская трапеза», «Тройка», «Чистый понедельник», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».
В 1869 году совместно с Г.Г.Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества передвижных художественных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников и в течение семи лет был членом правления Товарищества.
В семидесятые годы в творчестве Перова особое место заняла портретная живопись. В своих портретах живописец сумел обозначить новые для портретного искусства социально-психологические перспективы, он стремился воссоздать на холсте человека не только в его материальной конкретности, но и в неисчерпаемости его духовного мира: «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства». В 1871 – 1872 годах художник по заказу П.М.Третьякова исполнил ряд портретов русских писателей и ученых И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, А.Н.Майкова, В.И.Даля, М.П.Погодина, И.С.Камынина. Михаил Васильевич Нестеров (ученик Перова) так оценил работы учителя: «А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты».
В последние годы жизни В. Г. Перов сотрудничал с журналом «Природа и Охота». Ряд его рассказов был опубликован в «Художественном журнале», издававшемся писателем и критиком Н. А. Александровым.
В. Г. Перов скончался от чахотки на 49-м году жизни, в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы). М. В. Нестеров писал: «Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце».
В музее-усадьбе Н.А.Ярошенко искусство этого выдающегося живописца представлено работами
и