Саврасов — надежда русского искусства!

Алексей Кондратьевич Саврасов

1830-1897

Знаменитый  русский пейзажист, создатель нового направления в жанре, автор картины «Грачи прилетели». Член правления и экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Воспитал плеяду блестящих  русских художников: М.В. Нестерова, И.И. Левитана, К.И. Коровина и других.

Алексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и называли «надеждой русского искусства».

Родился и вырос в Москве в небогатой семье торговца, но надежд отца на развитие торгового дела не разделял.  Уже с 12-ти лет стал рисовать акварелью живописные окрестности Замоскворечья. Продавая свои работы,  собрал необходимые средства для  начального обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, обучение продолжилось недолго, для семьи наступили тяжелые  времена, и он вынужден был оставить учебу. Вернулся в училище только через четыре года в класс известного педагога-пейзажиста Карла Рабуса. Преподаватель училища Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.

На период его становления пришелся рубеж двух художественных стилей – романтизма и реализма. В начале XIX века живописцы искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма и стремился к большей естественности и реалистичности: в его творчестве переплетались обе традиции, и ни одна из них не доминировала. Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) «Пейзаж»
Период создания: 1890
Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края «Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко»

Саврасов размышлял над важной проблемой, которая стояла перед изобразительным искусством XIX века: как найти прекрасное в обыденности и как перенести его на холст, не нарушая правды жизни. Он писал природу, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса, бедные хатки, сарайчики, «первобытные» мостики.

Картины Саврасова приобретали известные коллекционеры, в том числе П.М. Третьяков. Он был обласкан царской семьей и имел все возможности стать востребованным придворным художником, но решил вернуться в  Московское училище, уже в качестве преподавателя.

Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».

Творческой вершиной художника, по общему признанию, стала картина «Грачи прилетели».  В ней отразилось все, характерное для творчества Саврасова: это и характерный для средней полосы пейзаж, и ветхие сарайчики, и колокольня на дальнем плане.  А главное, время года, которое более всех любил Саврасов – весна. Исаак Левитан вспоминает слова учителя: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Весна была любимым временем года художника.

Последние годы жизни художника, поистине, трагичны. Он тяжело заболел, его оставила жена, он был уволен из училища, в котором прослужил двадцать пять лет. Умер в одиночестве.

Картина  «Вид Новодевичьего монастыря»находящаяся в коллекции музея Н.А. Ярошенко, выполнена в характерной для художника манере:  равнина, небольшие холмы, изогнутая речка, строения монастыря на горизонте. Передний  план тщательно выписан – это старое дерево на обрыве, низкорослые кустарники, но наш взгляд устремляется вдаль, где в предвечерних сумерках растворяются очертания обители, удаленной от мира.

Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда день сменяется вечером.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.