Год культурного наследия народов России
Женские образы
7 марта в Мемориальном музее-усадьбе Н.А.Ярошенко откроется выставка графических работ «Женские образы», из цикла «Художественное наследие. Графика из фондов музея. XIX век».
Выставка посвящается весеннему женскому празднику, что определило тематику представленных произведений. Набросок — сопутствует творческому труду художника всегда, это — школа мастерства. Постоянно создаются натурные зарисовки, которые, подобно записям, могут фиксировать какие-то наблюдения, мысли…С наброска может начинаться и путь к созданию картины.
Большой интерес для исследователя представляет погружение в мир графических образов, которые возникают на страницах альбомов и часто являются не результатом, а творческим процессом. Но иногда набросок приобретает и законченные черты.
«Женский портрет» известного передвижника В.Е. Маковского, выполненный карандашом, тонко передает хрупкость и нежность образа девушки, изображенной в профиль, в полный рост. На другом листе этого художника — профиль склоненного девичьего лица и маленькой головки птицы будто растворяются в слегка обозначенных тональных отношениях. В изображенных на том же листе ниже наброски — мимолетные зарисовки мужских лиц — сделанные с натуры, очень бегло.
Образы женщин «из русских селений, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц» составили известность художнику рубежа XIX-XX вв. Ф.А. Малявину. Его картина «Бабы» — экспрессивная и яркая берет свой исток с натурных набросков, один из которых представлен на выставке. Намеченный только контуром и легкими тенями, рисунок выразителен в воплощении русского духа и характера образа крестьянки. «Портрет девочки» Ф.А. Малявина — натурная зарисовка, демонстрирует виртуозное владение техникой графического наброска, который создается на одном дыхании, без поправок.
Образцом законченного графического портрета являются некоторые работы неизвестных мастеров второй половины XIX века. В традициях искусства передвижников выполнен портрет М.А. Российской — девушки курсистки 1870-х гг. Решение портрета отличается тщательностью проработки черт лица девушки, глубиной фона и мягкостью светотени.
Заостренной образной характеристикой отличается портрет работы неизвестного художника, изобразившего черты немолодого женского лица с широкими скулами, характерным разрезом небольших глаз, передав тонкими штрихами особенности натуры.
Пример станкового рисунка-картины с композиционной построенностью и бытовой описательностью — работа передвижника В. Максимова «В избе». Образы крестьян, детали обстановки, освещение художник передает тонкой штриховкой, заостренностью росчерков пера.
Русский и украинский художник С.Я. Кишиневский создал графический вариант своей живописной работы «Прошение». Рисунок, выполненный тушью и пером, отличается композиционной продуманностью, жизненной убедительностью сцены.
Многие художники второй половины XIX века создавали гравюры со своих живописных произведений. Такого рода работы — офорт В.Е. Максимова “Мечта о будущем”, П.А. Брюллова “За переводом”. Во всех работах сюжетного характера перед нами проходят различные женские образы — погруженные в переживания, заботы, мечты.
Особое внимание привлекает замечательная авторская открытка “Москва замуж идет” Е.М. Бем — известной художницы конца XIX- нач. XX века, мастера иллюстрации и силуэтных изображений. «Бемовские» дети узнаваемы и типичны — в них присутствует характерная для эпохи модерна стилизация в русском национальном духе в сочетании со свойственной автору наивно-детской привлекательностью образов и женственной мягкостью тона акварели, красивой графикой буквы.
Работы, представленные на выставке, поступившие в фонды музея в 1960-70 годы, экспонируются впервые и дают возможность увидеть разнообразные варианты — от беглого наброска до завершенной сюжетной композиции, а также их технические особенности исполнения.