Выставка посвящена юбилейным датам — 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и 215-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

В экспозиции флигеля №2 (временные выставки) вниманию посетителей представлены графические и живописные работы российских художников разных поколений.

Интерпретация творчества М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина стала прежде всего достоянием графиков и развивалась в русле книжной и станковой иллюстрации. Чтобы сделать хорошую иллюстрацию, художник не только должен владеть всем арсеналом своей профессии, но и хорошо знать литературу. Ведь он должен тонко чувствовать идейные и стилистические особенности автора, иначе не найдёт соответствующий им изобразительный язык и материал.

Всем этим требованиям в полной мере отвечает творчество Фёдора Денисовича КОНСТАНТИНОВА (1910-1997). Советский и российский график, народный художник СССР (1991), всемирно признанный мастер книжной иллюстрации. Работал главным образом в технике гравюры по дереву. Лермонтов был одним из самых любимых поэтов художника. Его лермонтовский цикл, над которым он трудился четверть века, представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования произведений поэта. Художнику принадлежат выразительные портреты выдающихся представителей мировой культуры. В их числе и портрет М.Ю. Лермонтова, представленный на выставке.

РУДАКОВ Константин Иванович (1891-1949). График, живописец, сценограф, выдающийся представитель так называемой ленинградской школы графики. Его индивидуальный стиль часто определяют как «живописную графику». В совершенстве владея многими техниками, он предпочитал красочные: акварель и цветную литографию. Произведениям Рудакова присущи артистизм рисунка и цветового решения. В книжной графике выступал продолжателем «мирискуснических» традиций.

РОТНИЦКИЙ Семен Аронович(1915-2004). Выпускник Ленинградской Академии художеств. Художник и педагог. Автор жанровых картины, пейзажей, натюрмортов. Талантливый портретист. Им создана замечательная портретная серия «Великие сыны России». Картина Ротницкого «А.С. Пушкин в Болдино» из коллекции, подаренной художником нашему музею.

БОБРОВ Борис Павлович (1913-1964) Саратовский художник-график. Его имя неразрывно связано с художественной культурой Саратова 1930-х — начала 1960-х годов. С 1934 года художник сотрудничает с Приволжским книжным издательством. Участник выставки «Лермонтов в творчестве саратовских художников» (1963).

Лермонтовская тема всегда была интересна ставропольским художникам.

Одним из первых обратился к ней живописец БЕССОНОВ Борис Николаевич (1916-1966). Уроженец Саратова, после войны он в течение тридцати лет жил и работал вПятигорске. К лермонтовской тематике художник обратился в 40-50-х годах. Им написаны три картины: «Лермонтов на привале в Чечне» (1941), «Лермонтов и Белинский», «Дуэль Лермонтова». Представленная в 1946 году на первой послевоенной выставке в Ставрополе картина «Дуэль Лермонтова», написанная с большим настроением, внутренней взволнованностью, стала несомненной удачей молодого живописца. Художник изобразил дуэль поэта у подножья Перкальской скалы. Действующие лица в картине — Лермонтов, Мартынов, секунданты. Смысловой и композиционный центр — фигура поэта. Аккомпанирует настроению картины пейзаж.

ГАЙДИН Александр Николаевич (р.1936). г. Ессентуки. Живописец, график. В 1960 году впервые представил свои работы на краевой выставке. Ему принадлежит заслуга становления графики как одного из ведущих направлений художественной культуры Ставропольского края. Художник изучил многие виды графических техник: графитный и цветной карандаш, акварель, пастель, ксилографию. Особое предпочтение он отдает технике офорта. Одна из любимых тем художника — родные ему места — Кавказские Минеральные Воды. Многие работы Гайдина можно назвать пейзажем-новеллой. Наряду с творчеством, Александр Николаевич занимается преподавательской деятельностью в Ставропольском краевом училище дизайна.

К высшим достижениям художника относятся графические серии «Мой Пушкин» (1996) и серия офортов 2001 года, посвященных М.Ю. Лермонтову: «На смерть поэта», «Опальный поэт», «Последний приют поэта». Работы художника отличают безупречный вкус и стилевое единство. Им присущи своеобразие и деликатность авторского подхода к этой сложной, многократно поднимаемой в искусстве теме и подлинность воспроизводимых событий, свидетельствующая о глубоком знании автором исторических фактов.

Свое видение лермонтовской темы представил кисловодчанин ЕЛДЫШЕВ Александр Павлович (р.1965), член Союза художников России, участник многих выставок. Творчество Елдышева известно не только в Ставропольском крае, но и за его пределами. Главная тема художника — прекрасная и суровая природа Кавказа — тема, которой он увлечен с юности. Неутомимый путешественник, он исходил десятки троп в горах Кавказа, совершил творческие поездки в районы Центральной и Западной России, посетил Италию, Францию, Египет, Польшу.

Александр Павлович автор копии работы Н.А.Ярошенко «Песни о былом», представленной в экспозиции музея «Белая вилла».

Оставить комментарий