Феноменальный юноша — Федор Васильев

ФЕДОР ВАСИЛЬЕВ

22 февраля 1850 — 06 октября 1873

«В рисовании и живописи с натуры он чрезвычайно быстро ориентировался:
он почти сразу угадывал, как надо подойти к предмету, что не существенно, и с чего следует начать.
Учился он так, что казалось, будто живет он в другой раз и что ему остается что-то
давно забытое только припоминать. Работал он страстно; апатичность и рассеянность
не врывались к нему в то время, когда в руках был карандаш, или вернее, —
механически, без участия сердца, он работать не мог»

Иван Крамской.

 

Эти строки Ивана Крамского,  как нельзя лучше,  характеризуют удивительного художника XIX века Федора Александровича Васильева — «гениального мальчика», как называл его Иван Николаевич.

 

В экспозиции «Мемориального музея-усадьбы художника Н.А.Ярошенко», во флигеле, где представлены работы художников-передвижников, привлекает внимание не большая, интересная работа Федора Васильева

«Облака» (1871 г.)

поступившая в 1968 году от А.И. Шустера, Ленинград. Подпись на обороте черной тушью свидетельствует: «Федор Александрович Васильев. Облака над пашней. 1871 год». Эта одна из последних работ, написанных художником до поездки в Крым — поразительный по живописной сложности и тонкости лирического чувства, точно вобравший в себя всю гармонию мира природы и свободной стихии неба, пейзаж.

Федор Васильев родился в Гатчине. Его отец, Александр Васильев, работал помощником учителя в Гатчинском сиротском приюте и  жил с Ольгой Полынцевой, без церковного благословения. Федор был вторым ребенком и когда ему исполнился год родители с детьми переехали в Петербург и поселились  на Васильевском острове. Отец устроился в почтамт и занимался рассылкой газет. В 1852 году Александр Васильев и Ольга Полынцева обвенчались. Вскоре у них родилось еще двое сыновей.

Заработок отца был небольшим: денег  не хватало. Чтобы помочь семье, Федор Васильев в 12 лет уже устроился работать в почтовое отделение. Сначала рассыльным, потом — помощником писца, но всегда мечтал стать художником  и рисовал каждую свободную минуту. Вскоре устроился в мастерскую реставратора картин Петра Соколова, затем  поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художников.

Именно там,  в 1866 году,  Федор Васильев познакомился с Иваном Шишкиным, который и  привел  молодого живописца в Артель художников.  Лидером кружка был Иван Крамской, который после знакомства с Федором Васильевым говорил:«Его манеры были самоуверенны, бесцеремонны и почти нахальны. Замечу, что первое впечатление быстро изгладилось, так как все это было чрезвычайно наивно. И я должен сознаться, что часто он приводил меня просто в восторг и свежестью чувств, и меткостью суждений, и беспредельной откровенностью своего умственного механизма».

Федор Васильев работал много и быстро. Самой удачной, по мнению Шишкина, картиной молодого живописца стала «На острове Валааме. Камни». Зимой 1867 года, произведение показали на выставке Общества поощрения художников. Полотно семнадцатилетнего пейзажиста приобрел граф Сергей Строганов.

После этого успеха Федор Васильев стал завсегдатаем Артели художников и  сблизился с Иваном Крамским: они обсуждали искусство, рисовали и оценивали картины друг друга. Илья Репин в книге «Далекое близкое» писал:«Это был феноменальный юноша. Крамской его обожал, не мог на него нарадоваться и в его отсутствие беспрестанно говорил только о Васильеве»

Лето 1868 года Федор Васильев провел в деревне Константиновка, вместе с  сестрой жил у родных. К ним в гости приехал  погостить  Иван Шишкин, друзья много рисовали: всего за несколько месяцев Васильев написал картины «Деревня», «После грозы», «Перед дождем» и «Возвращение стада». В это же время Шишкин влюбился в сестру молодого художника, Евгению Васильеву, и вскоре они поженились.

За картину «Возвращение стада» Федор Васильев получил первую премию на конкурсе Общества поощрения художников — 400 рублей. И сразу же потратил их на модный костюм, цилиндр и перчатки лимонного цвета. Репин вспоминал: «И что удивительно: человек бедный, а одет всегда по моде, с иголочки; случайно, кое-как образованный, он казался и по терминологии и по манерам не ниже любого лицеиста; не зная языков, он умел кстати вклеить французское, латинское или смешное немецкое словечко; не имея у себя дома музыкального инструмента, он мог разбирать с листа ноты». Мне думается, что такую живую, кипучую натуру, при прекрасном сложении, имел разве Пушкин. Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевывали всех своим молодым, веселым интересом к жизни: к этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, а люди, появлявшиеся на сцену, сейчас же становились его клавишами, и он мигом вплетал их в свою житейскую комедию и играл ими».

В  1869 году меценат граф Строганов пригласил  художника в  имение Знаменское в Тамбовской губернии. Васильев впервые увидел природу юга. Он писал сестре: «Если бы ты видела, Женя, степь. Я до того полюбил ее, что не могу надуматься о ней». Осенью того же года Федор Васильев отправился  в украинское имение Хотень. В это время он  особое внимание уделял небу: написал полотна «Тучи над холмами», «Небо с облаками», «Приближение грозы», «Кучевое облако». Вот впечатления Репина о его работах:  «Небо-то, небо… — начинаю я восторгаться. — Как же это? Неужели это без натуры?.. Я никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены! Да и все это как-то совершенно по-новому». Федор Васильев писал леса, деревни, проселочные дороги — всего за 1869 год он начал около 30 картин. Некоторые из них пейзажист заканчивал уже в Петербурге.

Весной 1871 года Васильев закончил картину «Оттепель». Полотно выставили на конкурсе Общества поощрения художников. Это был большой успех. Работа Васильева получила первую премию и вскоре ее купил Павел Третьяков для своей коллекции. Копию картины у живописца заказал будущий император Александр III. В этом же году Федору Васильеву присвоили звание художника I степени и зачислили вольноприходящим студентом Академии.

Однако во время работы над  «Оттепелью» Федор Васильев заболел чахоткой. Граф Строганов пригласил его погостить в имении Хотень. Однако это не помогло, и вскоре по совету врачей Васильев стал жить в Крыму. В 1872 году он закончил полотна «Прибой в Ялте», «Горы и море», «В Крыму. После дождя». В 1873 году Федор Васильев написал свою последнюю картину «В Крымских горах».

6 октября 1873 года Федор Васильев скончался. Ему было 23 года…. Художника похоронили в Ялте на Поликуровском кладбище.

 

Пейзаж (с сараем)

 

Такая короткая, и такая яркая и насыщенная жизнь!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.