150 лет со дня первой выставки ТПХВ

150 лет назад, 29 ноября 1871 года,  в культурной жизни России произошло уникальное и ни с чем не сравнимое событие: открылась первая передвижная выставка ТПХВ!

Группа передвижников. Фотография. 1894.
Слева направо сидят — В.А. Серов, К.В. Лемох, В.Е. Маковский, М.П. Клодт, А.А. Киселев; стоят — К.В. Лебедев, И.И. Левитан, С.Д. Милорадович, В.М. Максимов, Л.В. Позен, Н.А. Ярошенко, Н.Н. Дубовский, Н.А. Касаткин, И.С. Остроухов, Н.К. Бодаревский, А.К. Беггров, Е.Е. Волков, П.А. Брюллов, В.Д. Поленов, Г.Г. Мясоедов. В центре — скульптурный портрет П.А. Брюллова работы Л.В. Позена
(фото из открытых источников)

Известный музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель  В.В. Стасов говорил: «…выставка является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников, которым никто извне не задавал тона, и изумительное собрание превосходных произведений, в числе которых блещет несколько звезд первоклассной величины, — все это не слыхано и не видано, все это новизна поразительная».

Общая статистика передвижной выставки следующая:
всех картин и рисунков  —  сорок шесть;
из них прислано: семью московскими художниками  —  шестнадцать;
восемью петербургскими художниками —  тридцать.

Систематически же разделяются эти произведения так:
пейзажей и видов — двадцать четыре;
портретов  —  двенадцать;
сочинений на сюжеты из жизни  — десять.
Из сорока шести картин и рисунков до начала выставки куплено уже двадцать. Сверх того, одно скульптурное произведение.

Итоги первой выставки передвижников были воистину впечатляющими. Огромное количество зрителей, новые образы и идеи в русской живописи, близость художников с обществом. Передвижники действительно стали новаторами в искусстве Российской империи.

«Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах,» — писал Салтыков-Щедрин.

Каждая работа поражала зрителей новизной подачи и становилось поводом для бурных обсуждений. Простые и жизненные сюжеты вызывали эмоциональные переживания.

И. Крамской писал своему другу, молодому художнику Фёдору Васильеву, который из-за болезни жил в Крыму:

«Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это всё деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».

Вот полный перечень участников выставки в Петербурге:

В.Ф. Аммон, С.Н. Аммосов, А.П. Боголюбов, Н.Н. Ге, К.Ф. Гун, Л.Л. Каменев, Ф.Ф. Каменский (скульптор), М.К. Клодт, М.П. Клодт, И.Н. Крамской, В.М. Максимов, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Первая выставка передвижников  вызвала большой приток зрителей,  ее посетило около тридцати тысяч человек.

После Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков. В дальнейшем выставки передвижников проводились ежегодно во многих городах России, а последняя, 48-я, состоялась в Москве в 1923г.

Уже на четвертой передвижной выставке ярко заявил о себе Н. А. Ярошенко, а после шестой он буквально проснулся знаменитым!

Уникальные материалы о  художниках-передвижниках, о жизни и творчестве выдающегося сына России — Н.А. Ярошенко, а также подлинные работы самых известных мастеров ТПХВ — ждут гостей «Мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.