Иван Иванович Шишкин
К 190 – летию со дня рождения
Выставка графических работ И.И.Шишкина (1832-1898) — известного русского пейзажиста второй половины XIX века — посвящена 190 — летию со дня рождения художника.
По определению И.Н. Крамского — «верстовой столб в развитии русского пейзажа» — Шишкин был не только автором живописных картин, но и прекрасным рисовальщиком и крупнейшим мастером гравюры. Им было создано более 100 офортов и литографий, он усовершенствовал способ гравирования и был изобретателем новых вариаций печатных техник. С именем художника связано возрождение авторского эстампа в России.
И.И.Шишкин родился 25 января 1832 г.в городе Елабуге на Волге, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Академии Художеств в Петербурге, ездил за границу — в Германию, Швейцарию, Францию, Голландию, Бельгию, учился в Дюссельдорфской Академии — главном художественном центре Германии.
Вернувшись на родину, Шишкин вступает в ряды Товарищества Передвижных художественных выставок. Наряду с написанием живописных картин, он увлекся печатной графикой. С конца 1860-х годов начал заниматься офортом (гравюрой на металле), а затем вступил в кружок аквафортистов А.И. Сомова.
Первый самостоятельный альбом офортов художник подготовил и отпечатал в 1873 году. Затем, в 1894 году, вышел альбом «60 офортов Шишкина». Из этого альбома на выставке представлены авторские офорты «Пейзаж» и «Сосны» (гравюра с одноименной картины),
которые отличаются четкостью и ясностью изображения, виртуозной красотой линий, тонкостью свето-тональных отношений.
Как разновидность вариантов печатной техники в экспозиции можно видеть пейзаж «Лес» (1871),
созданный при помощи фотомеханической техники. Он был выполнен также как офорт с одной из живописных картин, созданных художником во время поездки на остров Валаам. Детально и тщательно изображая особенности суровой природы с мощными лесами и камнями, художник добивается графически заостренного в деталях и тонко разработанного тонального пейзажа. Огромная любовь к русской природе, выраженная в глубоком внимании к своеобразию каждого растения и одновременно создание эпически-масштабных картин, отличает художественное наследие замечательного мастера.
Портрет Шишкина в технике офорта (1894), выполненный не менее известным мастером отечественной гравюры В.В. Матэ (1856-1917),
дополняет выставку, свидетельствуя о дальнейшем развитии искусства офорта в русском искусстве конца XIX века.