Шишкин И.И.

 

Гинцбург (Гинзбург) И.Я. И.И. Шишкин
Гинцбург (Гинзбург) И.Я.
И.И. Шишкин

Иван Иванович Шишкин

К 190 – летию со дня рождения

Выставка графических работ И.И.Шишкина (1832-1898) — известного русского пейзажиста второй половины XIX века — посвящена 190 — летию со дня рождения художника. 

По определению И.Н. Крамского — «верстовой столб в развитии русского пейзажа» — Шишкин был не только автором живописных картин, но и прекрасным рисовальщиком и крупнейшим мастером гравюры. Им было создано более 100 офортов и литографий, он усовершенствовал способ гравирования и был изобретателем новых вариаций печатных техник. С именем художника связано возрождение авторского эстампа в России.  

И.И.Шишкин родился 25 января 1832 г.в городе Елабуге на Волге, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Академии Художеств в Петербурге, ездил за границу — в Германию, Швейцарию, Францию, Голландию, Бельгию, учился в Дюссельдорфской Академии — главном художественном центре Германии.

Вернувшись на родину, Шишкин вступает в ряды Товарищества Передвижных художественных выставок. Наряду с написанием живописных картин, он увлекся печатной графикой. С конца 1860-х годов начал заниматься офортом (гравюрой на металле), а затем вступил в кружок аквафортистов А.И. Сомова.

Первый самостоятельный альбом офортов художник подготовил и отпечатал в 1873 году. Затем, в 1894 году, вышел альбом «60 офортов Шишкина».  Из этого альбома на выставке представлены авторские офорты «Пейзаж» и «Сосны» (гравюра с одноименной картины),

И.И. Шишкин Сосны
И.И. Шишкин Сосны

которые отличаются четкостью и ясностью изображения, виртуозной красотой линий, тонкостью свето-тональных отношений.

Как разновидность вариантов печатной техники в экспозиции можно видеть пейзаж «Лес» (1871),

И.И. Шишкин Лес
И.И. Шишкин Лес

созданный при помощи фотомеханической техники. Он был выполнен также как офорт с одной из живописных картин, созданных художником во время поездки на остров Валаам. Детально и тщательно изображая особенности суровой природы с мощными лесами и камнями, художник добивается графически заостренного в деталях и тонко разработанного тонального пейзажа. Огромная любовь к русской природе, выраженная в глубоком внимании к своеобразию каждого растения и одновременно создание эпически-масштабных картин, отличает художественное наследие замечательного мастера.

Портрет Шишкина в технике офорта (1894), выполненный не менее известным мастером отечественной гравюры В.В. Матэ (1856-1917),

Матэ В.В. Портрет И.И. Шишкина
Матэ В.В. Портрет И.И. Шишкина

дополняет выставку, свидетельствуя о дальнейшем развитии искусства офорта в русском искусстве конца XIX века.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.