Человек создан для счастья…

 

Владимир Галактионович Короленко

(к 167 — летию со Дня рождения)

В.Г. Короленко
В.Г. Короленко (из открытых источников)

(1853 — 1921)

Человек создан для счастья,
как птица для полета.“

 В.Г. Короленко

Среди многочисленных гостей «Белой виллы» Н. А. Ярошенко в Кисловодске были знаменитые люди XIX века: представители интеллигенции — писатели и поэты, художники и врачи, изобретатели и научные работники. Часто приезжали семьями, например Соловьевы, Чертковы, Менделеевы, Нестеровы и другие….

Но сегодня, хочется вспомнить Владимира Галактионовича Короленко, который был дружен с Николаем Александровичем и Марией Павловной Ярошенко, был частым гостем «Ярошенковских суббот» и навещал их в Кисловодске.

«Давняя верная дружба связывала семьи художника Ярошенко и Короленко: оба были полтавцы.

Портрет Короленко
Портрет Короленко

написанный в 1898 году, называют  «лебединой песней» Н.А. Ярошенко. И хотя он считался незаконченным, это самый реалистичный портрет писателя. Николай Александрович  точно передал образ человека гуманного, одухотворенного, скромного, каким и был Короленко.»

«В Кисловодске,  на «Белой вилле»,  Владимир Галактионович бывал в гостях  у вдовы Н.А. Ярошенко — Марии Павловны в 1915 году, когда приехал лечиться водами.  Он  принимал активное участие в ее делах и хлопотах,  обсудил с нею план создания в Полтаве картинной галереи Н. А. Ярошенко, а затем добился ее открытия.»

«Сохранилось  более  50-ти писем, отправленных Короленко из городов КМВ.  Вот открытка от 12 сентября 1915 года: «Дорогая Наточка, мы стосковались без вас. Сейчас пишу на вокзале в Кисловодске. Приехали с мамой утром, взяли нарзанные ванны и сделали прощальный визит знакомым Ковальским и Марии Павловне Ярошенко».

«В безмятежной атмосфере отдыха, тишины, среди «умиротворяющей природы Кавказа», сердце писателя отдыхало. Он уехал отсюда 6 сентября, оставив добрый след в сознании тех, кому посчастливилось с ним познакомиться.»

(Владимир Галактионович Короленко в Кисловодске )
Издание - "Знаменитые люди КМВ".

 

Интересно, что начало работы Всеволода Гаршина над рассказом «Художники» непосредственно связано с появлением «Кочегара» Ярошенко, с впечатлением, произведенным картиной на писателя.

Короленко, близко знавший и писателя и художника, свидетельствует совершенно определенно: «Известна история этого замысла. Гаршин был дружен с покойным художником-передвижником Ярошенко… На Гаршина картина произвела сильное впечатление. Его чуткое воображение, пройдя через разные ассоциации образов, остановилось на „Глухаре“».

Короленко приводит взятое из рассказа описание картины Рябинина: «Вот он сидит передо мною в темном углу котла, скорчившийся в три погибели, одетый в лохмотья, задыхающийся от усталости человек. Его совсем не было бы видно, если бы не свет, проходящий сквозь круглые дыры, просверленные для заклепок. Кружки этого света пестрят его одежду и лицо, светятся золотыми пятнами на его лохмотьях, на всклокоченной и закопченной бороде и волосах, на багрово-красном лице, по которому струится пот, смешанный с грязью, на жилистых надорванных руках и на измученной широкой и впалой груди…»

«Эти черты — точное воспроизведение фигуры ярошенковского „Кочегара“»,— замечает Короленко.

 

Для справки:
В. Г. Короленко — писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и советской власти.
Родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире.  Начальное образование  получил в  гимназии, затем семья переехала в Ровно, где он поступил в местное училище. После смерти отца учился  в Технологическом институте в Петербурге, который не смог завершить из-за материальных трудностей. В 1874 году он перевелся в Московскую  землевладельческую академию, но  в связи с тем, что  в юности  участвовал в народнических движениях  был исключен и выслан в Кронштадт. В 1877 году вернулся в Петербург и поступил в Горный институт. Примерно в это же время началась его литературная карьера. Первая новелла — «Эпизоды из жизни “искателя”» появилась в 1879 году. Весной того же года, по подозрению в революционной деятельности, его вновь исключили из учебного заведения, а когда в 1881 году он отказался от присяги Александру III, был выслан на несколько лет в Сибирь. Наиболее плодотворными стали 1885–1895 годы —  появился один из его лучших рассказов – «Сон Макара», затем  философский рассказ «Без языка»,  вскоре его работы стали выходить на иностранных языках и получили мировое признание. До 1900 года писатель жил в Петербурге, затем он поселился в Полтаве, где и прожил до конца своих дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.