Мир природы глазами художников

     В мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко открыта новая выставка из фондов музея, которая представляет произведения русских живописцев преимущественно первой половины XX века. Отражая характерные для этого времени тенденции развития, она дает возможность познакомиться с особенностями авторских стилей, своеобразием творческих подходов и индивидуального видения окружающего мира.

   Реальность, преломленная и интерпретированная созерцательным восприятием наделенного художественным даром творца, обретая красочное материальное воплощение, становится произведением искусства. Его автор призывает зрителя рассмотреть, разделить и пережить с ним увиденное, щедро делясь мыслями и чувствами, которые овладевали им в процессе творчества.

     Пейзаж этого периода во многом наследует то, что было заложено предшественниками, прежде всего передвижниками и их последователями. Сохраняя реалистическую наполненность, он продолжает пленэрные, колористические искания, обогащая их новыми открытиями. Поэтично лиричен гармоничной живописной красотой «Пейзаж с рекой» (1944) В.Н. Бакшеева, известного художника, работавшего в начале своего творческого пути в русле передвижничества.

     Изысканно утонченны колористической гаммой, построенной на сочетании сдержанных серебристо-серых, жемчужных, розовато-лиловых, голубых тонов «Пейзаж с домиками», «Море», «Зимний пейзаж» В.К. Бялыницкого-Бирули, так же как и Бакшеев, входившего в объединение «Союз русских художников», вслед за Товариществом передвижников занявшее одно из ведущих мест в истории русского искусства. Пленэрные, импрессионистические черты отчетливо проступают в творчестве еще одного члена «Союза русских художников» П.И. Петровичева. В полотне «Цветущий сад» (1937) он лепит форму более плотными фактурными мазками. Здесь, кажется, сами краски «звучат», создавая настроение в картине.

     Наряду с известными именами, на выставке представлены имена художников не столь известных широкому зрителю. Среди них племянница Н.А. Ярошенко, Н.Н. Трусова — профессиональный художник декоративно-прикладного искусства, О.Э. Браз — один из представителей художественного объединения «Мир Искусства», окончивший свои дни во Франции, В.С. Контарев — один из организаторов Союза художников Абхазии, историк, медик, археолог, путешественник и другие.

    Продолжателями традиций реалистического пейзажа, носителями высокой художественной культуры выступают художники двух поколений – отец и сын Б.В. и Г.Б. Смирновы. Эстетично красивы, композиционно, колористически и тонально выверены их работы, всегда обладающие выразительным эмоциональным содержанием. Хотя выбором авторов, наряду с местами, привлекающими внимание («Альпийские луга», «Древности во Львове» (1961), нередко становятся скромные, кажущиеся незначительными, мотивы, фрагменты, детали («Туман в горах» (1939), «Промоины в горах Кавказа»).

     Выставка дает представление о преемственности художественных традиций, личных творческих открытиях и достижениях, самобытности авторов, являя собой одну из составляющих русского живописного искусства первой половины XX века.

Выставка подготовлена хранителем музейных фондов Кириленко И.Н.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.