Одна из заметнейших фигур старой художественной Москвы

Александр Киселев — «…враг тоски и уныния»

(1838-1911)

 

Александр Александрович Киселев  — один из крупнейших русских пейзажистов второй половины XIX века, автор лирических реалистических пейзажей,  Академик, действительный член, руководитель мастерской пейзажной живописи Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился 6 июня 1838 года в небольшом финском городке Свеаборге, где его отец, молодой русский офицер, возглавлял местный гарнизон. Воспитание Александр получил сначала в Аракчеевском кадетском корпусе, а затем во 2-м Петербургском, куда был принят на казенный счет, как внук майора С.И. Киселева, убитого под Данцигом в походе 1813 года. Увлекаясь рисованием и написанием стихов, юноша, к сожалению, проявлял нерадивость в учебе, а к продолжению военной службы относился и вовсе отрицательно, по этой причине не закончив полного курса кадетского корпуса, он поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет. После временного закрытия университета, в связи со студенческими волнениями осени 1861 года,  Александр Киселёв начинает своё обучение в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств у Сократа Максимовича Воробьёва (1817-1888) — известного русского живописца-пейзажиста и гравёра. Причиной столь решительных действий молодого человека стала его любовь к живописи.

Получив от Академии большую серебряную медаль (1863) за картину «Вид в Новгородской губернии» и звание классного художника III степени,  Киселёв в 1865 году приезжает в Харьков с целью «познакомиться с природой Малороссии», дабы обрести вдохновение для создания новых картин. Здесь же Александр встречает свою  любовь… Дочь харьковского профессора Протопопова отвечает молодому художнику взаимностью и становится его женой. Однако начинающему художнику живописью семью было не прокормить. Он поступил на службу в Земельный банк и «почти на десять лет дезертировал из области искусства в среду банковских операций». Служба в банке обеспечивала стабильный доход, но, увы, позволяла заниматься живописью лишь в свободное время. Сослуживцы, заставая Киселёва за мольбертом, снисходительно посмеивались над его страстью. В 1875 году никаких перемен, кроме карьерного роста, не предвиделось в стабильной жизни простого банковского  служащего, имевшего к тому времени троих детей…

Однажды, придя со службы домой, Александр Александрович находит на своем столе записку, в которой известный художник Мясоедов извещает о приезде в Харьков «передвижной» выставки и просит заехать к нему. После долгих  раздумий Киселев соглашается. Посетив Григория Григорьевича Мясоедова и выставку «передвижников», он принимает решение вернуться в искусство и посвятить живописи свою дальнейшую жизнь.

В 1875 году А.А.Киселев послал в Товарищество «передвижников» свою картину «Вид в окрестностях Харькова», которая была принята к экспонированию и вскоре, 7 марта 1876 года, художник был единогласно избран членом Товарищества, а с 1880 по 1895 годы был секретарём организации. И.Е. Репин характеризовал его как «дорогого и необходимого руководящего члена Товарищества, как очень корректного советника в гражданских делах всякого рода». Александра Александровича никто и никогда не видел резким и нетерпимым. По словам его товарищей по цеху он «всегда был озарен добродушной улыбкой всего светлого своего лица и юмором тонкого и безобидного остроумия, заставлял много смеяться своих собеседников… Между шутками и нескончаемым остроумием до шалости, он успевал тут же переделать и все безотлагательные дела Правления: написать циркуляры, записать протоколы и редактировать «под шумок» – все, часто и сложные вопросы по делам Товарищества».

В 1877 году А.А.Киселев переселился с семьей в Москву. К этому моменту у него было уже семеро детей, и художник стал заниматься педагогической деятельностью – преподавал рисование в женских гимназиях, а также давал частные уроки живописи (в 1880 году — детям Саввы Мамонтова). Однако живопись по-прежнему остается его основным занятием.

В московский период  художник много и упорно работал над пейзажем с натуры, в летние месяцы с семьей выезжал в деревни, расположенные в окрестностях Москвы, делая за лето по сорок – пятьдесят этюдов. Летом 1891 года в имении помещика Былим-Колосовского вместе с семьей Киселевых поселилась семья Чеховых. Антон Павлович подружился с Александром Александровичем и его домочадцами. Дети Киселёва, которых все ласково называли «киселята», разыгрывали представления для гостей хозяина имения. Об этих вечерах тепло отзывался Антон Павлович в своих воспоминаниях. Иногда владельцы «дворянских гнезд» просили художника запечатлеть дорогие сердцу виды.

В атмосфере живой художественной жизни большого города Киселёв нашёл свое общественное призвание. Он всегда находился в центре художественных событий Москвы и Петербурга. По словам Игоря Грабаря стал «одной из заметнейших фигур старой художественной Москвы». 

Несколько раз художник выезжал за границу, посетил Германию и Францию, был в Венеции и Риме. Много путешествовал по России, неоднократно бывал на Кавказе, природа которого поразила живописца. Он приобрел участок недалеко от Туапсе, на высоком берегу у скалы Кадош, где построил одноэтажный домик-дачу и стал бывать там каждое лето. Целая серия его этюдов и картин,  имевших большой и заслуженный успех,  посвящена Кавказу.

После реорганизации Академии художеств, Киселёв был приглашен на должность инспектора классов Высшего художественного училища при Академии, и в том же году переехал в Петербург со своим многочисленным семейством. В 1897 году, после ухода из Академии профессора А.И. Куинджи, Киселёв был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской и оставался на этой должности до последних дней своей жизни.

Известный, всеми признанный художник Александр Александрович Киселев  встретил свою смерть во время работы над документами  Товарищества передвижных художественных выставок 2 февраля 1911 года в Санкт-Петербурге.

В мемориальном музее-усадьбе художника Н.А.Ярошенко, находятся  замечательные произведения А. А. Киселёва:  

«Украинская хата». 1883. (пост. в дар от Е.И. Яковкиной, Пятигорск)
«Горный пейзаж (Кавказские вершины)». (пост. в 1966 г. из Государственного Русского музея)
«Петровско-Разумовское». 1883. (пост. в 1967 г. от Л.В.Фроловой, Ленинград)
«Петровско-Разумовское». 1883. (пост. в 1967 г. от Л.В.Фроловой, Ленинград)

«Его пейзажи я назвал бы самыми цельными, простыми, при всей строгости реальной правды и знания профессорски своего предмета». (И.Е. Репин). Этому восприятию Репиным творчества Киселева вторит мнение С.С. Голоушева («Сергея Глаголя»), одного из младших друзей Киселева, тесно сотрудничавшего с ним в журнале «Артист»: «Большинство его картин отличается каким-то праздничным ликованием, – он враг тоски и уныния»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.